Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), потери от коррупции могут составлять от 20 до 25 % от закупочных бюджетов, что соответствует двум триллионам долларов ежегодно. Кроме финансовых потерь, связанных с заключением контрактов на невыгодных для государства условиях, мошенничество и коррупция способствуют ухудшению инвестиционного климата и снижению доверия к власти.
Борьба с коррупцией изначально была одной из движущих сил реформирования российской системы государственного заказа. Так, одним из первых нормативных актов в сфере государственных закупок стал указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Принятые позднее федеральные законы также имели своей целью повышение прозрачности конкурентных процедур и предотвращение недобросовестных действий как со стороны бизнеса, так и со стороны заказчиков. Инструментом достижения этой цели стала детальная регламентация процедур размещения заказа с акцентом на отбор поставщиков по критерию наименьшей цены. Начатый в начале 2000-х процесс диджитализации системы государственного и муниципального заказа, предполагающий внедрение цифровых технологий в процессы планирования и осуществления закупок, также, как ожидалось, должен был привести к существенному снижению коррупционных рисков.
Тем не менее на сегодняшний день российский рынок государственных и муниципальных закупок по-прежнему считается подверженным коррупции. Как отмечает международная организация Трансперенси Интернешнл, коррупция затрагивает все этапы закупочного процесса и может принимать разные формы. Так, в зарубежной литературе под термином «коррупция» (corruption) подразумеваются действия, в которых участвуют должностные лица, принимающие решения о присуждении контрактов, тогда как термин мошенничество (fraud) используется для характеристики оппортунистического поведения участников торгов, которое проявляется в виде сговора, закреплении цен на определенном уровне, создании картелей или иных действий, ограничивающих конкуренцию.