По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323:328

Коррупция как деструктивное явление в системе государственного управления

Иван Александрович Панкратов магистрант государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления

Автор статьи раскрыл основные подходы к феномену «коррупция». Аргументирован вывод, что наличие коррупции в России рассматривается как одно из структурных ограничений, усиливающих нерешенность ряда социальных и институциональных проблем. Выявлены причины коррупции как системного явления, подрывающего политические и социально-экономические устои государства, снижающего эффективность государственной службы и препятствующего развитию российского общества.

Литература:

1. Большой юридический словарь / Авт.-сост. В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова и др.; под ред. А. Я Сухарева, В. Е. Крутских [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://courts.spb.ru/spravka/ glossarv/Yuridicheskii — slovar/korrupcziva.

2. Дорохов Н. И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. — 2006. — № 2. — С. 28–32.

3. Дубко Е. Л. Политическая этика. — М.: Академический проект, Трикста, 2005. — 344 c.

4. Конвенция против транснациональной организованной преступности // СЗ РФ. — 2004. — № 40. — Ст. 3882.

5. Российская коррупция: уровень, структура, динамика: опыт социологического анализа / под ред. Г. А. Сатарова. — М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. — 752 с.

6. Савилов М. Г. Борьба с коррупцией как одна из важнейших составляющих облика современной России // Наука и практика. — 2009. — № 2. — С. 73–78.

7. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russiaru.

8. Устинович Е. С. Социальное государство в условиях информационного развития // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 11. — С. 24.

9. Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. — 2012. — № 6. — С. 6–12.

10. Щербатых С. В., Алонцева Д. В. Коррупция как системное явление: теоретико-правовое исследование // Известия Юго-западного государственного университета. Серия История и право. — 2018. — Т. 8, № 3 (28). — С. 48–58.

Новые политические и социально-экономические реалии стали благоприятной почвой для роста коррупционной деятельности. Коррупция как деструктивное социальное явление оказывает заметное воздействие на все сферы жизни общества и особенно на сферу государственного управления.

Коррупция в нашей стране превратилась в системное явление, поэтому вопросы противодействия коррупции на государственной службе сегодня стоят в повестке дня федерального и регионального масштабов. Подтверждением масштабности данного бедственного явления стало поражение им основных структур государственной власти, формирование коррупционных схем во всей системе стратификации российского общества.

Коррупцию трактуют как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц» [1].

Правовые характеристики коррупции закреплены в международных документах. Так, согласно Справочному документу ООН о международной борьбе с коррупцией, «коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях» [7]. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности определяет коррупцию как умышленные уголовно-наказуемые деяния, включающие:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства-участника какого-либо неправомерного преимущества для первоначального инициатора таких действий или любого другого лица;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом или любым другим лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или для другого лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства-участника какого-либо неправомерного преимущества [4].

Для Цитирования:
Иван Александрович Панкратов, Коррупция как деструктивное явление в системе государственного управления. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: