Статья поступила 16.06.2017 г.
Историзм представляет собой принцип восприятия истории как целостного феномена, включающего динамику социокультурных процессов. В свою очередь, мифологический историзм выходит за рамки замкнутой на себе исторической реальности в силу чего может быть представлен в качестве типа мировоззрения, содержащего систему мифологических взглядов на процесс исторического развития.
Мифологический историзм резюмирует содержание циклической и линейной культурных парадигм, а также является следствием мифологической рефлексии в отношении определённого культурно-исторического типа.
Исторический опыт свидетельствует о том, что на ранних этапах развития культуры мифологические представления демонстрируют завидную живучесть, что во многом объясняется их неизменной воспроизводимостью в пределах замкнутого мифологического хронотопа. При этом античное сознание противопоставляло себя линейному развитию истории. Сопротивляясь её движению вперёд, оно в своих суждениях опиралось на циклические процессы, свойственные природе, придавало им сакральный смысл и благодаря этому возносило над прагматикой человеческой истории. Во многом это и объясняет тот факт, что античная история, согласно мифорелигиозным воззрениям, не исчерпывалась собственно человеческой действительностью, а демонстрировала способность к прорыву за пределы этой действительности.
Даже в более поздний период развития античной культуры в трудах Платона, Аристотеля, Полибия мы обнаруживаем учение об истории как части природы (космоса). Развивая теорию циклов, Платон применяет её и к истории эллинов, и к описанию космоса как целого. Космос он представляет в виде вечного чередования катастроф и возрождений. Отдельные стороны этого учения обретают второе дыхание в поэзии Вергилия. В его 4-й эклоге содержится надежда на возвращение девы Астреи и предсказания о золотом веке счастья, простоты и справедливости. Для Вергилия современность — начало не героического, а золотого века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков поэта рассматривали как предтечу христианства. Позже к этой проблеме обращается и Марк Аврелий. Но там, где Вергилий видит триумфальное возрождение героического века, Марк Аврелий, писавший спустя каких-нибудь двести лет, чувствует только опустошение. «Неизменен круговорот мира в своём движении вверх и вниз, из вечности в вечность… Скоро всех нас покроет земля, затем изменится и она, и то, что произойдет из неё, будет изменяться до бесконечности» (8. С. 337).