По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85:1(043)

Корреляция принципов цикличности и линейности в контексте становления мифологического историзма

220107, Минск, ул. Народная, 21, e-mail: minsk@pgsu.net

В статье исследуется механизм соотношения принципов цикличности и линейности на основе анализа реального и идеального, профанного и сакрального в контексте мифологического историзма. Отмечается, что мифологический историзм, будучи представленным в качестве типа исторического мышления, не исчерпывается собственно событийным рядом, а содержит элементы сакрального, что способствует её прорыву за пределы повседневной реальности.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Христианская мифология / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. — 2-е изд. — М., 1988. — Т. 2. — С. 598–604.

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем. Г. Шпета. — М.: Социал.-экон. лит., 1959. — 440 с.

3. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Ф. Х. Кессиди. — М.: Мысль, 1972. — 312 с.

4. Лосев А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. — СПб.: Алетейя, 2000. — 256 с.

5. Мартысюк П.Г. Мифологическая идея вечного возвращения в эволюции культуры / П. Г. Мартысюк; ред. Н. В. Супрунчук. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004. — 288 с.

6. Платон. Политик // Платон / Собр. соч.: в 4 т. — М., 1994. — Т. 4. — С. 3–71.

7. Прокл. Платоновская теология / Прокл; изд. подгот. Л. Ю. Лукомский. — СПб.: Лет. сад, 2001. — 623 с.

8. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: [сборник: перевод / подгот. текста В. В. Сапова]. — М.: Республика, 1995. — 463 с.

Статья поступила 16.06.2017 г.

Историзм представляет собой принцип восприятия истории как целостного феномена, включающего динамику социокультурных процессов. В свою очередь, мифологический историзм выходит за рамки замкнутой на себе исторической реальности в силу чего может быть представлен в качестве типа мировоззрения, содержащего систему мифологических взглядов на процесс исторического развития.

Мифологический историзм резюмирует содержание циклической и линейной культурных парадигм, а также является следствием мифологической рефлексии в отношении определённого культурно-исторического типа.

Исторический опыт свидетельствует о том, что на ранних этапах развития культуры мифологические представления демонстрируют завидную живучесть, что во многом объясняется их неизменной воспроизводимостью в пределах замкнутого мифологического хронотопа. При этом античное сознание противопоставляло себя линейному развитию истории. Сопротивляясь её движению вперёд, оно в своих суждениях опиралось на циклические процессы, свойственные природе, придавало им сакральный смысл и благодаря этому возносило над прагматикой человеческой истории. Во многом это и объясняет тот факт, что античная история, согласно мифорелигиозным воззрениям, не исчерпывалась собственно человеческой действительностью, а демонстрировала способность к прорыву за пределы этой действительности.

Даже в более поздний период развития античной культуры в трудах Платона, Аристотеля, Полибия мы обнаруживаем учение об истории как части природы (космоса). Развивая теорию циклов, Платон применяет её и к истории эллинов, и к описанию космоса как целого. Космос он представляет в виде вечного чередования катастроф и возрождений. Отдельные стороны этого учения обретают второе дыхание в поэзии Вергилия. В его 4-й эклоге содержится надежда на возвращение девы Астреи и предсказания о золотом веке счастья, простоты и справедливости. Для Вергилия современность — начало не героического, а золотого века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков поэта рассматривали как предтечу христианства. Позже к этой проблеме обращается и Марк Аврелий. Но там, где Вергилий видит триумфальное возрождение героического века, Марк Аврелий, писавший спустя каких-нибудь двести лет, чувствует только опустошение. «Неизменен круговорот мира в своём движении вверх и вниз, из вечности в вечность… Скоро всех нас покроет земля, затем изменится и она, и то, что произойдет из неё, будет изменяться до бесконечности» (8. С. 337).

Для Цитирования:
, Корреляция принципов цикличности и линейности в контексте становления мифологического историзма. Вопросы культурологии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: