Расстройства пищевого поведения нарушают развитие и функционирование организма. Выраженность этих изменений зависит от реактивности организма, возраста начала голодания, наличия соматических заболеваний и отражается на качестве жизни пациента [1, 2, 3, 4]. По длительности лечения РПП уступают лишь таким хроническим психическим заболеваниям, как шизофрения и эпилепсия [5]. Отмечается коморбидность РПП с рядом других психических расстройств [4, 6, 7]. При РПП наблюдаются психические, неврологические, соматические и эндокринные расстройства, нередко сопровождающиеся кахексией с возможным летальным исходом [8, 9]. Необходимость изучения корреляции психических и психофизиологических нарушений при РПП обусловлена их широкой распространённостью и высоким риском смерти у данной категории пациентов молодого возраста [10]. Нервная анорексия может служить наиболее доступной моделью для всестороннего изучения последствий длительного воздействия голода на организм. На сегодняшний день имеются лишь единичные исследования [1, 3, 11, 12, 13], посвященные изучению особенностей экскреции катехоламинов при нервной анорексии, которые являются показателями неспецифической стрессовой реактивности и опосредуют действие психофармакологических средств для ее лечения. [14, 15] Исходя из сказанного целью работы является изучение корреляции психических, клинико-психологических, психофизиологических особенностей и их динамики у больных расстройствами пищевого поведения.
Провести исследование особенностей экскреции катехоламинов при нервной анорексии (НА) с учетом длительности и выраженности ограничения в пище; выявить особенности основных психических процессов, умственной работоспособности и данных электроэнцефалографического обследования на разных этапах НА.
Настоящая работа основана на исследовании 500 женщин с НА с 1989 по 2017 г., проходивших лечение на клинических базах кафедры психиатрии и медицинской психологии ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», в Городской клинической психиатрической больнице № 14 г. Москвы. Критерии включения: наличие длительной алиментарной недостаточности, возникшей в результате ограничения в еде в связи с недовольством собственной внешностью (F50.0), психогенные рвоты (F50.5), возраст на момент обследования 15–45 лет. Критерии исключения: другие причины кахексии, в том числе болезни Симмондса и Шихена. Группу контроля составили здоровые добровольцы, сопоставимые по полу и возрасту. Средний возраст обследованных на момент исследования — 30 лет.