Городской общественный пассажирский транспорт (ГОПТ) является очень важной подсистемой городского хозяйства. От его работы зависит функционирование многих сфер деятельности города, населения, предприятий и организаций. Развитие ГОПТ рассматривается в мировой практике как средство смягчения негативного влияния повсеместно растущей автомобилизации. Это связано с тем, что общественный транспорт обеспечивает большие пассажиропотоки на ограниченных городских территориях, а также такой транспорт имеет более высокие, чем легковые автомобили, параметры безопасности движения и экологии [2].
В России сокращение целевых бюджетных инвестиций в транспортную отрасль сказалось на численности и техническом состоянии подвижного состава и привело к отмене некоторых маршрутов наземного ГОПТ, а также к увеличению интервалов движения. Еще можно отметить связанное с ухудшением технического состояния подвижного состава снижение экологической защищенности граждан. В настоящее время сложились критические условия движения транспорта по улично-дорожной сети крупных городов, вызванные возросшим количеством автомобильного транспорта: «пробки» и заторы на магистралях; низкие скорости передвижения; нарушение условий безопасности движения; рост количества дорожно-транспортных происшествий; высокие затраты времени на передвижение, опоздания на работу и учебу; экономические потери; нарушение нормальных условий жизнедеятельности [1]. Города Тюмень и Екатеринбург не являются исключением.
Кроме общих для всех отраслей экономики проблем, существуют и в последнее время обострились проблемы, присущие именно наземному ГОПТ. Несмотря на существенные изменения социально-экономической ситуации в стране, механизм управления ГОПТ, так же как и набор предпочтительных методов управления, не претерпел адекватных изменений, и многие решения принимаются в традиционном ключе. Действующие экономические модели характеризуются тем, что предприятия, предоставляющие услуги общественного транспорта, не проявляют гибкость и не ориентируются на потребности пассажиров, а также не учитывают то обстоятельство, что пассажиры рассматривают городской пассажирский транспорт как единый комплекс [3].