Мотивация работников деньгами, на первый взгляд, считается лучшим методом стимулирования труда работников. Справедливость этого аргумента доказана еще в 1914 г. Генри Фордом, поднявшим зарплату своим рабочим до невиданных по тем временам размеров — до 5 долл. США в день. Это объявление было сделано Фордом в момент перевода производства на трехсменную работу, что требовало привлечения еще 5 тыс. работников. На следующий день у ворот завода Форда стояли 10 тыс. чел.
Отталкиваясь от теории мотивов, современные исследования подразделяют мотивацию работников на материальную (финансовые и нефинансовые) и нематериальную. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных видов.
В подавляющем большинстве случаев у любой организации существует обширный набор инструментов мотивации своих работников. И наиболее распространенным все также остается материальная денежная мотивация персонала, которая может быть реализована в форме базового вознаграждения, уставных или дискреционных бонусов, комиссионных.
Ученые из Университета Марии Складовской-Кюри (Польша) выделили три критерия, согласно которым денежное вознаграждение может носить мотивирующий характер. Вопервых, работник должен ощущать ценность такого вознаграждения: то есть оно должно быть выплачено в таком объеме, чтобы сотрудник чувствовал себя оцененным. Во-вторых, как говорят «дорога ложка к обеду» — вознаграждение не должно быть чрезмерно задержано во времени. В-третьих, награда не должна носить характер общедоступности, т. е. размер выплаты работникам должен зависеть от личного вклада в реализацию поставленной задачи.
В арсенале работодателя сегодня находится целый арсенал неденежных стимулов, с помощью которых можно мотивировать его сотрудников. В их число входит так называемый «социальный пакет», предполагающий комбинацию различных немонетизированных социальных благ от расширенной медицинской страховки, выделении путевок на отдых или санаторно-курортное лечение до предоставления субсидий на образование, съем жилья. Работодатель в качестве мотивирующих актов может предоставлять своим работникам оборудование, автомобили, организовывать поездки, корпоративные мероприятия и многое другое.