Актуальность проблем корпоративной социальной ответственности определена как увеличением роли нематериальных факторов экономического роста, так и высокой степенью хозяйственного развития ведущих стран мира. Повышенное внимание к формированию социальных функций предпринимательского сообщества в РФ объясняется значительным сокращением вмешательства государства в решение многих социально-экономических проблем и пересмотром традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону увеличения круга ее субъектов.
Корпоративная социальная ответственность — это теория, в соответствии с которой организации принимают к сведению интересы общества, беря на себя ответственность за воздействие их деятельности на акционеров, работников, местные сообщества, заказчиков, поставщиков и другие заинтересованные стороны общества. Такое обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства по соблюдению законодательства, и рассчитывает, что организации обязательно принимают дополнительные меры управления, затрагивающие политику взаимоотношений с корпоративной этикой, работниками и подходы к охране окружающей среды. Раньше в сфере социальной политики компаний был распространен случайный подход, то есть реагирование на требования профсоюзов, увеличивающие качество жизни общества в целом, отдельные сообщества, а также работников и их семей.
Корпоративная социальная ответственность образовалась в 1980-е годы XX века, связав разобщенные стандарты разных областей корпоративного обращения и ответы на просьбы местных властей. В наше время такие гуманитарные ценности как сохранение культурных традиций в развитых странах, охрана окружающей среды, социальная защита, устойчивое развитие общества обладают существенной ролью при разработке самих принципов конкурентоспособного менеджмента и экономики [5, 60].
Обращаясь к мировой практике, следует сказать, что она свидетельствует о необходимости рассматривать принципы корпоративной социальной ответственности в комплексе стратегии взаимосвязи корпоративного и государственного развития. В то же время принципы корпоративной социальной ответственности, разрабатываемые бизнесом самостоятельно, устанавливаются государством, а значит формируется институциональная основа устойчивого развития социально-экономических систем.