По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334

Корпоративная социальная ответственность как условие эффективности бизнеса*

Жданкин Н. А. д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ»
Павленко Е.В. магистрант НИТУ «МИСиС»

В статье рассматривается сущность корпоративной социальной ответственности, направленной на сбалансированное устойчивое развитие экономики, экологии и социальной сферы в условиях учета интересов всех заинтересованных лиц. Показано, что КСО имеет разные уровни своего приложения, которые развиваясь могут не только нести затраты предприятию, но и приносить выгоду в виде дополнительной прибыли. Социальный аудит, выполненный по принципам инновационного менеджмента, позволяет выявить причины социальных проблем и устранить их, что обеспечит компаниям дополнительный доход.

Когда речь заходит о социальной ответственности сегодня в России, бизнес слышит лишь общие рассуждения о потенциальных выгодах и росте репутации, но из конкретных цифр имеет только суммы затрат на реализацию тех или иных социальных инициатив. Именно поэтому социально ответственный аудит является перспективнейшим инструментом, способствующим развитию КСО в России.

Прежде чем приступить к выработке методологии социально ответственного аудита, необходимо определиться с понятием социального аудита. Под социально ответственным аудитом понимают оценку бизнеса по двум компонентам: социальному и экологическому. Такой аудит есть внешний, нацеленный на предмет удовлетворения интересов стейкхолдеров и соблюдения государственного законодательства в сфере КСО, и внутренний, нацеленный на оценку эффекта от проведенных мероприятий по социальной ответственности для компаний, чтобы определить, как социально ответственное поведение бизнеса влияет на эффективное управление организацией и ее прибыль. Ниже мы остановимся на внутреннем социальном аудите, который полностью охватывает самый объемный микроуровень КСО и направлен на ключевых стейкхолдеров — сотрудников компании.

Как было уже отмечено, концепция социально ответственного аудита (от англ. corporate responsability audit) направлена на оценку скрытой стоимости социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда и т. д.

Авторами разработана принципиально новая методология проведения социально ответственного аудита, основанного на принципах создания инноваций по схеме1 , которая была реализована для одной из компаний.

Говоря в целом о социальной ответственности бизнеса в контексте инноваций, можно утверждать, что практически любая социальная инициатива является управленческой инновацией, основу которой составляет принцип максимально эффективного управления компанией. Поэтому, исходя из сказанного выше, мы будем подходить к изучению и внедрению мероприятий по КСО как к управляемому инновационному процессу, оценивания ее прибыльность — в том числе и финансовый выигрыш — в процессе создания этих инноваций. Рассмотрим типичный пример.

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Павленко Е.В., Корпоративная социальная ответственность как условие эффективности бизнеса*. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: