С утверждением концепции развития публичной нефинансовой отчетности и разработкой одноименного проекта федерального закона российскую экономическую среду захлестнула волна терминов, значение и взаимосвязь которых точно пока не определены и вызывают множество вопросов. Например, как связаны устойчивое развитие и социальная ответственность бизнеса, при чем здесь нефинансовая отчетность и как она соотносится с привычной финансовой отчетностью организаций и т. д. Не являясь новыми, термины внезапно объединились вокруг проблемы, связанной с неудовлетворенностью пользователей той информацией, которую организации традиционно представляют в составе финансовой отчетности. Настоящий момент интересен не только с точки зрения увеличения объемов раскрываемой бизнесом коммерческой информации, но и с позиции ожидаемого значительного преобразования привычных форм финансового учета и отчетности.
Цель исследования определена необходимостью реализации в России концепции нефинансовой отчетности, основанной на принципах устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса.
Задачи и сследования состояли в анализе процессов реализации в российской экономической среде общемировых подходов по формированию фундаментального информационного компонента корпоративной отчетности, обеспечивающего исполнение принципа открытости и социальной ответственности бизнеса.
Исследование проводилось на принципах системного подхода с использованием методов сравнительного, межстранового и системно-структурного анализа социально-экономических процессов, систематизации и типологизации, экспертных оценок.
От концепции социальной ответственности бизнеса до корпоративной нефинансовой отчетности. К концу ХХ века однозначно сложился взгляд на бизнес как на элемент окружающей среды жизнедеятельности человека, активно формирующий условия существования. В 1972 году в тексте Декларации конференции Организации Объединенных Наций (ООН) [4] была озвучена мысль о необходимости признания бизнесом ответственности за проблемы окружающей среды и участия в ее охране и улучшении для нынешнего и будущих поколений, что, по сути, является требованием социально ответственного поведения бизнеса.