По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Корпоративная культура как основа формирования конкурентных преимуществ компании ИКЕА

Бутов А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва Е-mail a.v.butov@yandex.ru 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

В статье на примере компании ИКЕА анализируется значение корпоративной культуры в решении экономических проблем организации.

Литература:

1. Дальвиг А. ИКЕА: собери свою мечту. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 208 с.

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.

3. Стенебу Ю. Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 177 с.

4. Руденко Г. Г. Современные методики мотивирования и стимулирования работников (зарубежный опыт) // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2011. — № 4. — С. 52–61.

5. Сидорова В. Н. Ориентация на результат // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2013. — № 8. — С. 1.

6. Долженкова Ю. В. В целях увеличения производительности труда// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2010. — № 2. — С. 32–36.

7. Сидоров Н. В. Управление талантами как направление HR‑менеджмента: теория и практика применения// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 10. — С. 63–65.

В большинстве крупных торговых компаний корпоративная культура служит, в основном, утилитарным целям — и, прежде всего, решению проблемы высокой текучести кадров, вызванной интенсивной нагрузкой, напряженным и неудобным рабочим графиком, связанным с работой в выходные и праздничные дни, а также низкой оплатой труда.

Но в компании ИКЕА построению сильной корпоративной культуры уделяется особое внимание, и предназначена она для решения значительно более широкого круга задач. В сущности, именно корпоративная культура стала фундаментом превращения компании в крупнейшего международного ритейлора.

Компания ИКЕА была зарегистрирована в 1943 году в Швеции, и до настоящего времени прошла три важнейшие стадии своего жизненного цикла:

• создание бизнес-модели;

• разработка видения и ценностей, расширение бизнеса в Европе;

• превращение компании в крупнейшего международного ритейлора [1, с. 20].

На первом этапе развития с 1943 по 1972 годы была разработана бизнесидея и другие компоненты современной концепции бизнеса компании. Второй этап, длившийся с 1973 по 1998 год, стал периодом формирования видения, миссии, крепкой корпоративной культуры и выхода на международную арену. Третий период: с 1999 года по настоящее время. Сейчас ИКЕА превратилась в крупнейшую международную корпорацию с оборотом в 2016 г. в 35,1 млрд евро.

Корпоративная культура является наиболее важным элементом внутренней среды организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность, внутреннюю сплоченность и адаптивность к изменениям внешней среды, гибкость и оперативность. Она определяет характер организации, ее отличительные черты от других компаний.

Корпоративная культура — совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующегося со стратегией организации [2, с. 19].

Разрабатывая основные элементы корпоративной культуры, основатель компании Ингвар Кампрад в своем манифесте «Завещание торговца мебелью», опубликованном в 1976 г., пишет: «Большинство людей обладают ограниченными материальными возможностями. Мы хотим служить большинству. Поэтому наше основное правило — это действительно низкий уровень цен. Но мы не вправе добиваться снижения цен в ущерб качеству или функциональности.

Для Цитирования:
Бутов А.В., Корпоративная культура как основа формирования конкурентных преимуществ компании ИКЕА. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: