В большинстве крупных торговых компаний корпоративная культура служит, в основном, утилитарным целям — и, прежде всего, решению проблемы высокой текучести кадров, вызванной интенсивной нагрузкой, напряженным и неудобным рабочим графиком, связанным с работой в выходные и праздничные дни, а также низкой оплатой труда.
Но в компании ИКЕА построению сильной корпоративной культуры уделяется особое внимание, и предназначена она для решения значительно более широкого круга задач. В сущности, именно корпоративная культура стала фундаментом превращения компании в крупнейшего международного ритейлора.
Компания ИКЕА была зарегистрирована в 1943 году в Швеции, и до настоящего времени прошла три важнейшие стадии своего жизненного цикла:
• создание бизнес-модели;
• разработка видения и ценностей, расширение бизнеса в Европе;
• превращение компании в крупнейшего международного ритейлора [1, с. 20].
На первом этапе развития с 1943 по 1972 годы была разработана бизнесидея и другие компоненты современной концепции бизнеса компании. Второй этап, длившийся с 1973 по 1998 год, стал периодом формирования видения, миссии, крепкой корпоративной культуры и выхода на международную арену. Третий период: с 1999 года по настоящее время. Сейчас ИКЕА превратилась в крупнейшую международную корпорацию с оборотом в 2016 г. в 35,1 млрд евро.
Корпоративная культура является наиболее важным элементом внутренней среды организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность, внутреннюю сплоченность и адаптивность к изменениям внешней среды, гибкость и оперативность. Она определяет характер организации, ее отличительные черты от других компаний.
Корпоративная культура — совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующегося со стратегией организации [2, с. 19].
Разрабатывая основные элементы корпоративной культуры, основатель компании Ингвар Кампрад в своем манифесте «Завещание торговца мебелью», опубликованном в 1976 г., пишет: «Большинство людей обладают ограниченными материальными возможностями. Мы хотим служить большинству. Поэтому наше основное правило — это действительно низкий уровень цен. Но мы не вправе добиваться снижения цен в ущерб качеству или функциональности.