Почему одного стратегического плана недостаточно? При реализации стратегии многие собственники и топ-менеджеры фокусируются исключительно на стратегическом плане, KPI или организационной структуре. Считается, что именно эти инструменты являются главными рычагами для достижения целевых показателей. Однако важно понимать, что любой стратегический план — это, по сути, всего лишь перечень задач и желаемых результатов. Причем он так и останется перечнем, если в компании не выстроены живые процессы, способные привести эти цели к жизни. Это дает понимание того, что одного стратегического плана для достижения целевых показателей недостаточно.
Для того чтобы компания держала нужный ритм и темп в бизнесе, чтобы «сердце» организации билось в унисон с сердцами сотрудников, необходим мощный внутренний драйвер. Таким драйвером должна стать корпоративная культура. Именно она превращает статичный план в динамичный процесс достижения целей.
От статичного плана к живой реализации: в этом и состоит роль корпоративной культуры. Стратегические планы часто носят долгосрочный характер, разрабатываясь на 3–5 лет и более. На таком продолжительном отрезке времени одних только контрольных точек и отчетностей недостаточно. Компании требуется внутренний «двигатель», который будет постоянно подпитывать движение вперед, помогать команде преодолевать трудности и сохранять фокус.
Этим двигателем и является корпоративная культура. При разработке стратегии критически важно задаться вопросом: какие ценности, принципы и модели поведения помогут нам последовательно реализовывать этот план? Если культура не поддерживает, а тем более противоречит заявленным стратегическим целям и необходимому ритму работы, она перестает быть драйвером и превращается в «якорь», который тормозит все начинания.
Культура как отражение реальности, а не красивая обертка. Одна из ключевых задач руководства понять, что корпоративная культура — это отражение реальных процессов, происходящих в бизнесе, а не набор идеализированных лозунгов. Культура должна быть основана на истинных, а не на декларируемых ценностях команды.