Какие вирусные эпидемии «вспыхивали» в книжном и киномире за последние 20 лет? Авторы-фантасты рассматривали различные варианты реагирования и дальнейшего развития человеческого общества, столкнувшегося со смертоносным вирусом.
Ещё в 1978 году писатель Стивен Кинг (роман «Противостояние») описал историю, как неизвестный вирус убивает всё человечество, кроме нескольких тысяч выживших. Опаснейший вирус вырывается на свободу из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности. Все сотрудники лаборатории погибают, но одному из них, охраннику Чарльзу Кэмпиону, удается сбежать и вывезти семью за пределы штата — так заражение начинает создавать многочисленные цепочки контактов за пределами штата и начинается неуправляемый процесс. Автором описан летальный штамм гриппа, разрабатывавшийся как биологическое оружие, и 19-дневная пандемия. Армия изолирует город, не чураясь расстрелов безоружных людей, но лишь малый процент людей не подвержен заражению. Личные трагедии, распад общественных связей, взрывы насилия, неспособность правительства и армии справиться с угрозами, гибель человечества. Немногие выжившие, объединившиеся в группы, устанавливают новый общественный строй и вступают в противостояние друг с другом.
Роман написан в жанре постапокалипсиса с элементами фантастики. Второе доработанное издание в 1990 году разошлось невиданным тиражом в 4,5 миллиона экземпляров (вскоре появится и ВИЧ-инфекция, синдром иммунодефицита). Голливуд снял фильм по мотивам книги.
Таковы фантазии… А в реальной современной истории заслуживает внимания одна любопытная деталь: помните акцию «Час Земли» 28 марта 2020 года (выключение электричества на всей планете, инициированное Фондом дикой природы)? В этот же день, на фоне пандемии коронавируса и тревожных настроений, Святые старцы с горы Афон разослали по православным церквям и монастырям срочное письмо с указанием всей пастве каждые три часа молиться краткой Христовой молитвой («Господи Иисусе, помилуй мя грешнаго»), дабы общим молитвенным стоянием воздвигнуть стену Добра против обрушившегося на мир Зла.