По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 17

«короче, как бы культура…» культурные ценности в «поликультурном» образовании

Шапинская Екатерина Николаевна РГУФКСМиТ (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем, доктор философских наук, профессор, Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4. E-mail: reenash@mail.ru

Одной из важных проблем, стоящих сегодня как перед исследователями культуры, так и перед педагогами, представителями творческих профессий, является кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи. Это вполне объяснимо, поскольку нынешнее поколение 20-летних выросло в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние на область как образования, так и досуга. В статье показано, что восприятие информации у современной молодежи, сознание которой сформировано экранной культурой, отличается простотой, опорой на клише, полученные из СМК, на копии и симулякры. Автор показывает эту проблему как проблему «отцов и детей», сформированных на культуре книги и культуре экрана, и ставит вопрос о том, каким должно быть образование сегодня, чтобы воспитать у молодежи стремление к первоисточникам, а не их репрезентациям в электронной среде.

Литература:

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. — 1988. — № 2.

2. Бергер Дж. Искусство видеть.— СПб.: Клаудберри, 2012.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. — М.: ПОСТУМ, 2016.

4. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. — М.: Классика ХХI, 2012.

5. Розин В.М. Мышление и творчество. — М.: Per se, 2008.

6. Самохвалова В.И. Творчество: Божественный дар. Космический принцип. Родовая идентичность человека. — М.: РУДН, 2007.

7. Шапинская Е.Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности // Культура культуры. — 2015. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://cult-cult.ru/culture-in-digital-epoch-cultural-meanings-and-aesthetic-values/.

8. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена. — Ярославль: РИО ЯПГУ, 2014.

9. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры. — М.: Академический проект, 2008.

10. Элкинс Дж. Почему нельзя научить искусству. — М.: Ад маргинем пресс, 2015.

11. Hardison Jr O.B. Disappearing through the Skylight. Culture and technology in the Twentieth Century. — NY, Penguin, 1990.

Преобладание в современном обществе технологической составляющей, все больший механицизм в образовании, процессы дробления культурного пространства и краха традиционной системы ценностей поставили под вопрос необходимость выработки эстетической оценки феноменов окружающего мира, а небывалое расширение области массовой и медиакультуры вытеснило «элитарную» культуру в узкий круг «посвященных». В то же время постмодернизм, оказавший столь сильное влияние на культурную ситуацию конца прошлого века, провозгласил стирание граней между высокой и массовой культурой, превратил общение с произведениями искусства в игру, заменив понятие творчества постмодернистскими симулякрами. Это еще более запутало неподготовленного человека в вопросах ценности и значимости многочисленных культурных и художественных текстов, реплицируемых массмедиа. Встает вопрос: зачем современному человеку, живущему в условиях доступности и избытка информации, понимание искусства в его многообразных формах, знания о культурных ценностях, возможность реализовать себя через художественную деятельность? С точки зрения прагматического общества потребления не имеет смысла затрачивать время и усилия на постижение того, что может легко появиться одним нажатием на кнопку компьютера с краткими информативными комментариями. Все культурные ценности превращаются в наши дни в дайджесты, «переписываются» в виде комиксов, визуализируются в самых разных формах. В наши дни «…технологизация всего жизненного пространства, все больший механицизм в образовании, процессы фрагментации культурного пространства и краха традиционной системы ценностей поставили вопрос пересмотра традиционной эстетической оценки феноменов окружающего мира, все более определяемых требованиями масскульта и “культурной индустрии” (термин Т. Адорно)» [8, с. 245]. Другим противником художественной традиции часто предстает визуальность, приобретающая роль художественной доминанты. Тревогу по поводу засилья «картинки» в культуре выражали еще представители культурного модернизма в 1930-е годы [9, с. 18–39]. Известный искусствовед Дж. Бергер, написавший свою знаменитую книгу «Искусство видеть» в 1972 году, утверждает, что именно массовая визуализация стала причиной кризиса классического искусства. «Искусство прошлого уже не существует в том виде, в каком существовало когда-то. Его власть утеряна. Его место занял язык изображений» [2, с. 40]. Для того чтобы понять «эстетическую диспозицию» (термин П. Бурдье) человека, сформировавшегося в противоречивую эпоху глобализации и постмодернистской фрагментации, доминации массовой культуры и поисков аутентичности, обратимся к некоторым проблемам, поставленным в теориях мыслителей ХХ века, предчувствующих драматичные перемены как в области художественной жизни, так и во всей социокультурной сфере.

Для Цитирования:
Шапинская Екатерина Николаевна, «короче, как бы культура…» культурные ценности в «поликультурном» образовании. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: