— Константин Геннадьевич, вы — глава муниципального района, вопросами местного самоуправления владеете и с практической, и с правовой точек зрения. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы местного самоуправления?
— Главная проблема — отсутствие у органов местного самоуправления финансовых возможностей для реализации инициатив граждан. За многие годы, особенно после трудностей 90-х годов, это привело к пассивности населения. Внесли свой «вклад» в эту проблему и СМИ, особенно телевидение, воспитывающие и насаждающие в людях дух потребительства.
— Была ли готова «новая Россия» к местному самоуправлению?
— Местное самоуправление в 90-х годах было приемлемо. Оно осуществлялось на уровне муниципального района, который имел единый бюджет, единое управление, а на местах местное самоуправление от района осуществляли сельсоветы.
— Но в 2003 году было принято новое законодательство о местном самоуправлении, которое, как заявлялось, совершенствовало предыдущее законодательство.
— Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был навязан Западом на основании Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 года, принятой Россией вопреки мнению подавляющего большинства органов местного самоуправления.
Закон разрушил, раздробил существовавшую систему органов местного самоуправления. Это была одна из демократических реформ того времени, которая нанесла удар по выстроенной системе власти. Более того, она начала реализовываться в условиях подрыва экономических основ местного самоуправления, когда массово банкротились и закрывались сельхозпредприятия, местная промышленность.
Действующий 131 закон предусматривает множество форм и способов самоуправления на территории России. Образовался новый (поселенческий) уровень власти, который не обеспечен финансово, в то же время декларируется его самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в осуществлении местного самоуправления. В дополнение к 131-му закону было принято более 500 законов, которые сегодня регулируют работу органов местного самоуправления, то есть закон еще претерпел коренные изменения.