В январе 2025 г. избранный президент США Дональд Трамп официально вступит в должность главы американского государства. С одной стороны, мы хорошо знакомы с новым «старым» главой Белого дома в Вашингтоне, а с другой — мир, конечно, за последние четыре года изменился самым радикальным образом. И политика Трампа, при всем его «бизнесовом» подходе и приверженности отработанным и проверенным методам, конечно же, будет меняться исходя из приоритетов макроэкономической политики и особенностей текущей глобальной политико-экономической конъюнктуры.
Попытаемся коротко описать контуры политики трампизма (этот термин точно уже имеет право на существование), так или иначе влияющие на мировую экономику и международное социально-экономическое развитие.
Во-первых, Трамп, тем не менее, будет увеличивать государственный долг США, выпуская на внутренний и внешний рынок гигантское число государственных ценных бумаг, позволяющих обеспечивать финансирование дефицита федерального бюджета США. Этот метод, по мнению американских монетарных властей, прекрасно себя зарекомендовал все последние годы, начиная с ипотечного финансового кризиса, второй половины «нулевых». Причем рост госдолга происходит и при республиканской, и при демократической администрации все последние годы нового тысячелетия. В этом, что называется, все ведущие политики США сходятся.
Понятно, что у роста дефицита бюджета есть причины, связанные как с социальными расходами, так и с поддержкой национальной экономики или ростом расходов на ВПК и вооружение. Вместе с тем у роста государственного долга есть и глобальные макроэкономические последствия. Здесь можно отметить абсолютно прогнозируемые попытки будущей администрации Трампа активно навязывать доллар всей мировой экономике в качестве резервной валюты (по мнению Трампа однозначно единственной), в роли международного платежного средства, а также в форме средства накопления и хранения международных золотовалютных резервов. В этой части доллар станет основным (но, конечно, не единственным) экспортным предложением американской экономики всему остальному миру, которое г-н Трамп будет продвигать со всем свойственным ему напором.
Во-вторых, опять же, со всей присущей Трампу внутренней энергетикой новая администрация США самым решительным образом будет осуществлять экспансию на мировой рынок разнообразной продукции США, пытаясь «заместить» конкурентов во всех глобальных мировых нишах, до которых сможет дотянуться. Здесь нужно отметить энергетические рынки (нефть и СПГ), технологические рынки (ПО, оборудование, машины и механизмы), военно-промышленные рынки, рынки образовательных услуг, финансовые рынки и многое другое, что сейчас даже сложно представить. При этом Америка будет вытеснять не только производителей из Китая и других стран Глобального Юга, но и своих традиционных партнеров из ЕС и других стран коллективного Запада, которых Трамп считает конкурентами и нахлебниками.
В-третьих, вытеснение конкурентов из наиболее важных международных рынков будет также сопровождаться попытками установить контроль над ведущими глобальными отраслями с тем, чтобы оказывать влияние на международную экономику и политику в целом. Как известно, можно не контролировать производство товара, но можно установить тотальный контроль за его транспортировкой и реализацией конечному потребителю. Уверен, что здесь настойчивость команды Трампа также будет проявлена с целью серьезного влияния на энергетические, продовольственные и многие иные сырьевые рынки. В этой части, на мой взгляд, нет никаких оснований рассчитывать на снижение мировых цен на нефть и газ по той простой причине, что трампистам выгодно зарабатывать именно на высоких ценах на энергоносители, для чего они будут применять все меры воздействия на рынки, включая отработанные инструменты эскалации международной напряженности.
В-четвертых, это активное продвижение и поддержка блокчейна, майнинга и криптовалют в США. Уже сейчас Америка находится на первом место по добыче (майнингу) криптовалют в мире. Это лидерство однозначно будет укрепляться при новой администрации Трампа. Здесь трамписты решают одновременно несколько задач: формируют новый инструмент для активного инвестирования избытка доллара на внутреннем рынке (борьба с инфляцией), перевод технологических компаний и, как следствие, мозгов в штаты, рост капитализации американских компаний и пр. Конечно, с данным аспектом неминуемо связано стимулирование развития иных высокотехнологичных отраслей — искусственного интеллекта, работы с большими данными, робототехники, биотеха, создания сверхмощных компьютеров и др. Все эти вопросы будут в фокусе внимания Трампа, учитывая наличие в его команде Илона Маска и многих других визионеров.
В-пятых, как это не парадоксально звучит, но Трамп будет активно осуществлять политику импортозамещения и технологической независимости американской экономики. Повторюсь, в этой части политике вытеснения будут подвергаться не только компании из стран-конкурентов, но и поставщики из стран-партнеров и союзников — Тайваня, Японии, ЕС, Австралии, Израиля и др. Америка, конечно, не откажется от гарантий безопасности этим странам. Более того, военно-политическая и военно-техническая поддержка этих стран со стороны США будет усиливаться (это тоже, кстати, неплохая отрасль экспорта). Просто цена этой услуги для стран коллективного Запада, а точнее для их граждан, будет постоянно расти.
Повлияют ли данные меры на макроэкономическую ситуацию в России? Конечно же, повлияют. Иное дело, что основные факторы нашего экономического роста, развития и экономической безопасности находятся внутри нашей страны. Осознавая это, чрезвычайно важно активизировать влияние данных факторов на значительную перспективу. Но это тема отдельного разговора, и неотрампизм нам здесь точно значимых препятствий оказать не сможет.