Инвестиционный климат региона является определяющим фактором активной инвестиционной деятельности, а следовательно, и эффективного социально-экономического развития в нем, становясь драйвером устойчивого экономического роста.
Под инвестиционной привлекательностью субъекта подразумевается определенный ряд факторов, которые выделяют регион среди других и наиболее полно характеризуют его инвестиционный потенциал. Эти факторы образуют основополагающую базу, формирующую эффективность реализуемых на территории данного региона инвестиционных проектов [1, с. 56].
Показатель инвестиционной привлекательности можно определить с помощью двух параметров. К первому относится инвестиционный потенциал, показывающий готовность субъекта к инвестиционным вливаниям, а также его способность к обеспечению гарантий всем рыночным субъектам. Вторым параметром является инвестиционный риск, наличие которого снижает уровень инвестиционной привлекательности субъектов, а также стимулирует власти принимать определенные меры по улучшению инвестиционного климата [18, с. 120].
В текущих экономических условиях все активнее поднимается вопрос о привлечении внебюджетных источников финансирования для реализации инвестиционных проектов в регионах. Одним из инструментов привлечения частных инвесторов к решению общественно значимых задач является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), направленный на активное и взаимовыгодное взаимодействие и функционирование органов государственной власти и территориальных субъектов с целью создания благоприятного инвестиционного климата и реализации уже имеющегося экономического потенциала с учетом долгосрочных стратегических приоритетов.
В Российской Федерации понятие «государственно-частное партнерство» было введено в хозяйственную деятельность в 2003 г. Спустя два года был подписан закон о концессионных соглашениях (КС) [16]. Но только лишь спустя 12 лет был принят закон о государственно-частном партнерстве, в котором под ГЧП подразумевается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качеств [17]. Так, принятие законов № 115-ФЗ и № 224-ФЗ позволило государственному сектору выработать относительно эффективные организационно-правовые модели реализации инфраструктурных экономических проектов.