По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Концептуальные положения маркетингового стратегического планирования при выводе наукоемкой продукции на внешние рынки

Степанов Вячеслав Валентинович магистр ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы», РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: 1142221217@pfur.ru

В нашем государстве на современном этапе значительное внимание уделяется инновационным и наукоемким предприятиям, что обусловлено необходимостью не только модернизации экономики, но и обеспечения национальной технологической безопасноста, а также ухода от экспорта сырья к экспорту готовой продукции. В статье рассматриваются основные положения маркетингового планирования при выводе на рынок наукоемкой продукции.

Литература:

1. Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации»: приказ Росстата от 15 декабря 2017 г. № 832 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/556157980.

2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. — 2019. — Ч. III. — № 15. — Ст. 1750.

3. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства. — 2016. — № 49. — Ст.6887.

4. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф; под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2009. — 344 с.

5. Бородушко, И.В. Стратегическое планирование и контроллинг / И. В. Бородушко Э.К. Васильева. — СПб.: Питер, 2016.

6. Варшавский, А. Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России / А. Е.Варшавский // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 2. — С. 61–62.

7. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. — М.: Дашков и К°, 2000. — С. 145.

8. Вертакова, Ю. В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики: монография / Ю.В. Вертакова, Т.О. Толстых, Е.В. Шкарупета, В.В.Дмитриева. — Курск: ФГБОУ ВО «Юго-западный государственный университет», 2017. — С. 125.

9. Воронин, С.И., Рыбкин А.Ю. Особенности маркетинговой деятельности на этапах жизненного цикла наукоемкой продукции // Экономинфо. — 2018. — № 3. — С. 58.

10. Долгова, В. В. Импортозамещение и развитие инноваций — важные направления развития экономики России / В. В. Долгова, С. Ю. Муртузалиева, В. В. Степанов // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2023. — № 8. — С. 52–66. EDN JVDGSU.

11. Садчиков, И.И. Планирование на предприятии (машиностроения): учебник. — М.: Доброе слово, 2010. — С. 157.

12. Трещевский, Ю.И. Стратегический анализ региона (на примере Воронежской области) / Ю.И. Трещевский, И. Е. Рисин, И.Н. Петрыкина// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. — 2016. — № 3. — С. 54–64.

13. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: Дело, 2005. — 448 с.

14. Шкарупета, Е. В, Дмитриева, В.В.. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики. — Курск : ФГБОУ ВО «Юго-западный государственный университет», 2017. — С. 125.

1. On approval of the methodology for calculating the indicators "Share of products of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross domestic product" and "Share of products of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product of a constituent entity of the Russian Federation": Rosstat order No. 832 dated December 15, 2017. Available at: https://docs.cntd.ru/document/556157980.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 No. 377 "On approval of the state program of the Russian Federation "Scientific and technological development of the Russian Federation" (with amendments and additions). Collection oflegislation of the Russian Federation. 2019, Part III, No. 15, Art. 1750.

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation" (with amendments and additions). Collection of legislation. 2016, No.49, Art. 6887.

4. Ansoff, I. Strategic management. Classic edition. I. Ansoff; edited by A. N. Petrov. St. Petersburg: Peter, 2009, 344 p.

5. Borodushko, I. V. Strategic planning and controlling. I. V. Borodushko E.K.Vasilyeva. Publishing house: Peter, 2016.

6. Varshavsky, A. E. Knowledge-intensive industries and high technologies: definition, indicators, technical policy, share in the structure of the Russian economy. Economic science of modern Russia. 2000, No. 2, рр. 61–62.

7. Vladimirova, L. P. Forecasting and planning in market conditions: textbook. allowance. M.: Dashkov and K°, 2000, р. 145.

8. Vertakova, Yu. V. Transformation of management systems under the influence ofdigitalization of the economy: monograph. Yu. V. Vertakova, T. O. Tolstykh, E.V. Shkarupeta, V. V. Dmitrieva. Kursk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Southwestern State University", 2017, р. 125.

9. Voronin, S. I., Rybkin A. Yu. Features of marketing activities at the stages of the life cycle of high-tech products. Economics. 2018, No. 3, р. 58.

10. Dolgova, V. V. Import substitution and development of innovations are important directions for the development of the Russian economy. V. V. Dolgova, S.Yu. Murtuzalieva, V. V. Stepanov. Currency regulation. Currency control. 2023, No.8, рр. 52–66. EDN JVDGSU.

11. Sadchikov, I. I. Planning at an enterprise (mechanical engineering): a textbook. M.: Good Word, 2010, р. 157.

12. Treshchevsky, Yu. I. Strategic analysis of the region (on the example of the Voronezh region). Yu. I. Treshchevsky, I. E. Risin, I. N. Petrykina. Bulletin of Voronezh State University. Series: economics and management. 2016, No. 3, рр. 54–64.

13. Fatkhutdinov, R. A. Strategic management: textbook. M.: Delo, 2005, 448 p.

14. Shkarupeta, E. V., Dmitrieva, V. V. Transformation of management systems under the influence of digitalization of the economy. Kursk: South-Western State. univ., 2017, 125 р.

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.09.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2023.

Выход на внешние рынки с наукоемкой продукцией является сложным процессом. В Концепции развития экспорта России была поставлена цель формирования основы для изменений товарной структуры экспорта России и увеличения доли готовой продукции. В современных условиях ключевое значение имеет и импортозамещение. Национальная экономика нуждается в наукоемкой продукции, развитии промышленного и экспортного потенциала. Все это возможно при грамотном стратегическом планировании. Прежде чем рассматривать требования государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», проведем анализ концептуальных положений, составляющих сущность стратегического планирования.

В научной литературе имеется широкий спектр определений стратегического планирования. Как правило, большинство исследователей, характеризуя стратегическое планирование, указывают на его комплексность, необходимость анализа разных факторов и данных, долговременное целеполагание, направленность на развитие отрасли или предприятия. Так, М.И. Бухалков связывает стратегическое планирование с выбором и обоснованием долговременных целей развития организации, а также выбором необходимых средств для ее достижения1. Б. З. Мильнер, Ф.Лиис подчеркивают, что в основе разработки документов долгосрочного планирования должен лежать анализ данных и детальные расчеты2. И. Ансофф отмечает, что стратегическое планирование носит аналитический характер3.

Э. А. Уткин связывает сущность стратегического планирования с плановой работой, суть которой сводится к «разработке стратегических заключений (в форме мониторингов, программ и планов), учитывающих выдвижение этих целей и стратегий поведения надлежащих объектов управления, осуществление которых гарантирует их действенное функционирование в длительной возможности, гибкое приспособление к изменяющимся условиям макросреды»4.

Для Цитирования:
Степанов Вячеслав Валентинович, Концептуальные положения маркетингового стратегического планирования при выводе наукоемкой продукции на внешние рынки. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: