Дата поступления рукописи в редакцию: 04.09.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2023.
Выход на внешние рынки с наукоемкой продукцией является сложным процессом. В Концепции развития экспорта России была поставлена цель формирования основы для изменений товарной структуры экспорта России и увеличения доли готовой продукции. В современных условиях ключевое значение имеет и импортозамещение. Национальная экономика нуждается в наукоемкой продукции, развитии промышленного и экспортного потенциала. Все это возможно при грамотном стратегическом планировании. Прежде чем рассматривать требования государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», проведем анализ концептуальных положений, составляющих сущность стратегического планирования.
В научной литературе имеется широкий спектр определений стратегического планирования. Как правило, большинство исследователей, характеризуя стратегическое планирование, указывают на его комплексность, необходимость анализа разных факторов и данных, долговременное целеполагание, направленность на развитие отрасли или предприятия. Так, М.И. Бухалков связывает стратегическое планирование с выбором и обоснованием долговременных целей развития организации, а также выбором необходимых средств для ее достижения1. Б. З. Мильнер, Ф.Лиис подчеркивают, что в основе разработки документов долгосрочного планирования должен лежать анализ данных и детальные расчеты2. И. Ансофф отмечает, что стратегическое планирование носит аналитический характер3.
Э. А. Уткин связывает сущность стратегического планирования с плановой работой, суть которой сводится к «разработке стратегических заключений (в форме мониторингов, программ и планов), учитывающих выдвижение этих целей и стратегий поведения надлежащих объектов управления, осуществление которых гарантирует их действенное функционирование в длительной возможности, гибкое приспособление к изменяющимся условиям макросреды»4.