По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Концептуальные основы подготовки кадров на базе корпоративных компетенций

Бондаренко М.С. аспирантка кафедры управления трудом и персоналом, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина», г. Москва 119991, Москва, Ленинский проспект, д. 65, корп. 1 E-mail: 4000590@gmail.com

В статье освещены теоретические аспекты компетентностного подхода, эволюция категорий «компетентность», «компетенция» в процессе подготовки кадров. На сегодняшний день для развития экономики труда необходима непрерывная подготовка, переподготовка кадров, а также выявление «узких областей» в знаниях каждого работника. Целью данной статьи является изучение теоретических основ подготовки кадров в условиях глобализации экономики труда, а также развитие отраслевых менеджеров на основе корпоративных компетенций.

Литература:

1. Харитонова  Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция»// Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3. — С. 67–68.

2. Бескинская Е. Компетенции в системе управления персоналом, 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vivakadry.com (дата обращения: 22.03.2018).

3. Базаров  Т. Ю., Еремин  Б. Л. Управление персоналом // Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 563 с.

4. Стрыгина В. Управление персоналом // Справочник по  управлению персоналом. — 2010. — № 6. — С. 25–28.

5. Методические указания оценки технических компетенций ПАО «НК «Роснефть»».  — 2013–2017  гг. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://hw.tpu.ru/research/technical_ competence. html (дата обращения: 22.03.2018).

6. Сергеев  Ю.В., Еремина  И.Ю., Каримов А.Б. Влияние условий труда работников на состояние трудовой дисциплины на предприятии // Газовая промышленность.  — 2006.  — №  7.  — С. 63–65.

7. Ерёмина И.Ю. Управление развитием менеджерского таланта персонала организации в сфере дополнительных образовательных услуг. Автореф. дисс. на соискание учен. ст. д-ра экон. наук/ Академия труда и социальных отношений. — М., 2009. — 42 с.

8. Мартынов В.Г., Еремина  И.Ю., Кибовская С.В., Руденко Г.Г., Долженкова Ю.В. Профессиональные стандар ты в системе развития квалификаций работников нефтегазового комплекса // Нефтяное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 26–29.

9. Симонова И. Ф., Мартынов В. Г., Ерёмина И. Ю. Управление развитием менеджера нефтегазовой компании. — М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, 2012. — 200 с.

10. Еремина  И. Ю., Авдеева  С. М. Исследование корпоративных социально-трудовых отношений в современных нефтегазовых компаниях // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2015. — № 6. — С. 28–33.

Компетентность — умелое и квалифицированное выполнение лицом возложенных на него должностных и профессиональных обязанностей; устанавливается благодаря квалификационным характеристикам. Компетентность очерчивает круг проблем, в которых данный человек обладает опытом и характеризует совокупность его полномочий, прав и обязанностей. Иначе говоря, компетентность на сегодняшнем рынке труда принято рассматривать как наиболее широкое понятие, включающее в себя совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций [1].

Компетенции — совокупность активно используемых знаний, умений, навыков, а также профессионально-важные качества личности, необходимые работнику для эффективного выполнения работы [2].

Виды компетенций: персональные, корпоративные, ключевые, профессиональные, управленческие, организационные.

Трудно описать все многообразие свойств личности работника и их сочетание, поэтому компетенция описывает то, что работники должны делать для достижения результата:

  • проявление умений, знаний и навыков;
  • требуемое качество выполнения должностных обязанностей;
  • поведение, необходимое для успешного выполнения задач.

На рис. 1 наглядно изображены параметры, которые включает в себя персональная компетенция. В отличие от профессиональной, управленческой или организационной, она носит более широкий характер, так как учитывает не только профессиональные навыки и знания, но и личностные особенности отдельного работника.

Корпоративная компетенция — это компетенция, которой должен обладать с точки зрения личной конкурентоспособности каждый работник на том уровне, на котором это необходимо компании для реализации экономических, производственных, коммерческих целей. Основная особенность корпоративной компетенции заключается в том, что данная компетенция ориентирована на выявление знаний и навыков у сотрудника, необходимых для работы конкретно в данной организации на занимаемой им должности. Она не рассматривает его личностные качества, мотивацию и особенности деятельности.

Для Цитирования:
Бондаренко М.С., Концептуальные основы подготовки кадров на базе корпоративных компетенций. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: