Дата поступления рукописи в редакцию: 14.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 15.09.2025
Термин «специальная экономическая зона» (далее также — СЭЗ) в научной и деловой литературе разных стран, отчетах международных организаций не имеет устоявшегося определения и смыслового наполнения. В настоящее время для обозначения СЭЗ используется более 80 терминов, среди которых наиболее распространенными выступают следующие наименования: «свободная зона», «зона свободной торговли», «зона экспортной переработки», «свободная экономическая зона». Большинство терминов используются только в одной стране, другие — в группе стран. Однако ситуация осложняется тем, что страны могут в один и тот же термин вкладывать разный смысл, в ряде случаев необоснованно расширяя или сужая категорию СЭЗ. Причина подобной терминологической «анархии» кроется в трех аспектах [1]: во-первых, в недостаточной осведомленности о терминологии, используемой в различных странах; во-вторых, в стремлении многих стран отличаться от остальных, предлагая различные термины, которые более точно отражают местные реалии; в-третьихв стремлении представить СЭЗ в более современном виде и в то же время скрыть репутационные проблемы ряда СЭЗ.
Обилие используемых терминов затрудняет как понимание потенциальными инвесторами характера и условий работы зон в разных странах, так и выработку общих подходов к оценке их функционирования, формированию сопоставимой статистической информации о результатах их деятельности1 . В связи с этим весьма актуальным является вопрос концептуализации сущности СЭЗ, выявления ее системообразующих признаков (измерений), позволяющих отграничить СЭЗ от других преференциальных структур.
Сущность категории «специальная экономическая зона» не может быть выявлена в отрыве от контекста ее применения. СЭЗ существуют в силу того, что их экономикополитическое, инфраструктурное и пространственно-сбалансированное обоснование имеет смысл, речь идет о социальных, бюджетных, коммерческих и иных внешних эффектах, которые они призваны генерировать. Для развивающихся стран зоны традиционно имеют как экономико-политическое, так и инфраструктурное обоснование, тогда как в развитых странах акцент делается на пространственно-интеграционном обосновании создания СЭЗ [2]. При этом за последние годы указанные общие обоснования организации СЭЗ претерпели существенные изменения.