По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332+321

Концепция социальной политики в современной политической науке

А. А. Нестепанина аспирант 1 курса заочной формы обучения, Среднерусский институт управления — филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Радикальные изменения политической и экономической систем РФ поставили под угрозу стабильность и перспективу социального развития, методы и принципы социальной политики предшествующего (советского) периода, показали свою неэффективность и неадекватность возникающим проблемам. В связи с этим актуальным стал вопрос о поиске (выработке) новой концепции социальной политики, отвечающей реалиям времени и будущему развитию.

Литература:

1. Капицин В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. — 1998. — № 8. — С. 74; Козлов А. Е. Социальная политика: конституционноправовые проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1990. — С. 12.

2. Колков В. В. Социальная безопасность. — М., 1998. — С. 26–27; Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. — М., 1994. — С. 6.

3. Панарин А. С. Политология. — М., 2000. — С. 428–429.

4. Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1990. — С. 35.

5. Алексеев С. И. Политические аспекты становления социального государства в  России: дис…. канд. полит, наук. — М., 2000.

В XXI в. Россия вступила в новый, сложный и ответственный период своего развития. В последние годы, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, нарастает модернизационный потенциал как в экономической, так и социальной сферах. Начиная с 2005 г. проблемы социальной политики становятся центральной темой социально-экономических программ и государственной политики и, несмотря на мировой кризис, остаются в эпицентре этих процессов. Накопленный к этому периоду ресурсный потенциал (стабилизация и рост экономики, создание стабилизационного фонда, повышение уровня жизни населения) позволил приступить к модернизации в социальной сфере. Крупномасштабным модернизационным проектом является монетизация льгот (2004), позволившая привести социальные обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами. И хотя процесс монетизации шел противоречиво, но удалось разделить федеральный и региональный мандат финансирования [1].

В 2006 г. началась реализация четырех приоритетных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие сельского хозяйства», а также была сформулирована крупномасштабная программа демографического развития, не имеющая аналогов в новейшей российской и мировой истории. Процессы модернизации социальной сферы имеют неоднозначный характер по причине высокого уровня социального расслоения общества, неравномерности распределения ресурсов субъектов РФ, неравенства в доступности социальных благ, недостаточности социальной защищенности населения. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы теории и практики социальных изменений, социальной работы, которые способствуют реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, права человека на достойную жизнь.

Социальное государство — это самостоятельный тип правового государства, которое формируется на современной стадии развития общества в результате трансформации этого общества в гражданское. В итоге устанавливаются оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, а также создаются необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь.

Для Цитирования:
А. А. Нестепанина, Концепция социальной политики в современной политической науке. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: