Ключевым элементом торговли являются цены. Они играют основную роль в установлении торговых и политических отношений. Поэтому ценообразование — один из важнейших факторов в настройке международных и региональных торговых систем с целью обеспечения их жизнеспособности и устойчивости функционирования. Описание процесса формирования цен представляет собой сложную задачу, так как принципы, лежащие в его основе, неочевидны. Несмотря на возросшую динамичность цен, их соотношения обнаруживают устойчивость по большинству крупных товарных групп; изменения в соотношениях средних уровней цен весьма незначительны.
Исходя из истории развития мировой торговли, можно предположить, что товарное множество допускает кластеризацию по признаку ценообразования. Другими словами, существуют товары, к ценам на которые привязаны цены на товары некоторой группы. Аналогом таких товаров в финансовой сфере являются якорные валюты. Поэтому было введено понятие якорного товара как товара, цена которого задает тренд для цен группы/групп других товаров. Очевидно, что в качестве возможного якоря в оговоренном смысле могут выступать валюты, товары, а также индексы различной природы.
Исторически сложилось так, что глобальный индекс фьючерсных цен на биржевые товары (индекс CRB) связывает три рынка: товарный, фондовый и финансовый. В него входит набор товаров, играющих важную роль в мировой торговле. Поэтому было выдвинуто предположение, что среди товаров, входящих в индекс CRB, присутствуют товары с якорным свойством.
Целью работы было изучение взаимосвязи между ценами на товары различной природы. Достижение этой цели потребовало решения ряда ключевых задач: исследования взаимосвязи мировых торговых и валютных систем в исторической перспективе; исследования поведения относительных курсов основных мировых валют; анализа поведения цен товаров, составляющих индекс CRB; исследования инвестиционной привлекательности индекса CRB; определения сущности якорного товара и формирования требований к нему; построения концептуальной схемы поиска якорного биржевого товара.