Во многих государствах, в том числе и в России, широко обсуждаются вопросы снижения производственного травматизма, повышения эффективности мер, принимаемых работодателями в области промышленной безопасности и внедрения культуры безопасного труда [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что Россия является участником кампании Vision Zero, основанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и Институтом безопасности и гигиены труда (IOSH).
Успешное развитие любой организации, а также укрепление ее позиций на конкурентном рынке, зависит от многих факторов, большинство из которых в той или иной степени предопределяются персоналом. Роль человека проявляется не только в лидерских качествах руководителя, но и в профессионализме, опытности каждого сотрудника. Именно поэтому прогрессивное руководство компаний заинтересовано в сохранении трудового потенциала своего предприятия.
На практике это стремление реализуется в создании благоприятных условий труда, в формировании партнерской организационной культуры, установлении комфортного психологического климата [2].
Однако все перечисленные направления невозможны без создания условий труда, соответствующих нормам безопасности. Согласно исследованию, проведенному Международной организацией труда (МОТ), ежегодно на производстве погибают 200 тыс. человек; получают травмы 120 млн человек. Вследствие производственного травматизма каждые три минуты на земном шаре гибнет один работник. В результате несчастного случая на производстве почти 500 млн человек сегодня имеют тот или иной вид инвалидности [3].
Актуальность темы исследования подтверждают данные статистики по указанной проблематике (рис. 1 и 2).
С другой стороны, трудовые ресурсы являются только одним из элементов производственного процесса. Несмотря на степень сложности и длительности, любой производственный процесс активно влияет на окружающую среду.
Удовлетворение все возрастающих потребностей человека, которое часто достигается путем нарушения экологического равновесия, не может не вызывать активного противостояния как среди научных работников, так и среди населения. Экологические кампании и программы находят своих сторонников и лоббистов на самых высоких уровнях управления государством [4].