По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011

Концепция контроллинга в общественном секторе Российской Федерации

Федченко Елена Алексеевна д-р экон. наук, профессор кафедры государственного финансового контроля, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: fedchenkoea@mail.ru
Терехова Татьяна Борисовна ст. преподаватель кафедры государственного финансового контроля, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: tbterehova@gmail.com
Дерезина Алина Алексеевна Нужин Кирилл Анатольевич, студенты факультета государственного управления и финансового контроля, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: alina-der@mail.ru, nuzhin_kirill@mail.ru

В статье авторы предлагают концепцию контроллинга в общественном секторе для Российской Федерации как эффективного инструментария формирования управленческих решений. Концепция включает в себя специфику общественного сектора, ее субъектов, а также экзогенные факторы, влияющие на развитие национальной экономики. Определены основные проблемы в применении системы контроллинга, а также предложены решения данных проблем.

Литература:

1. Бодяко А.В., Бондаренко А.А. Современные тенденции обновления учетно-отчетной и контрольно-аналитической концепций информационного сопровождения управленческих решений // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2018. — № 6. — С. 5–11.

2. Воротникова И.В., Бондяшова В.Г. Совершенствование системы финансового контроля // Финансовая жизнь. — 2018. — № 1. — С. 65–67.

3. Демина И.Д. Формирование концепции контроллинга как научной и учебной дисциплины // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 1 (37). — С. 151–156.

4. Козенкова Н.П. Финансовый контроллинг в системе управления бюджетными организациями // Міжнародний науковий журнал Інтернаука. — 2018. — Т. 2. — № 4 (44). — С. 40–44.

5. Котова К.Ю. Соотношение понятий «финансовый менеджмент», «управленческий учет» и «контроллинг» в международной и российской практике управления // Sciences of Europe. — 2016. — № 7–2 (7). — С. 78–82.

6. Намитулина А.З., Абашилов Х.М.Ш., Медведев Н.Н. Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений, повышение его эффективности // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 3 (92). — С. 833–837.

7. Никифоров Б.Д. Финансовый контроллинг как основной инструмент финансовой политики // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2017. — № 1–1. — С. 235–237.

8. Супрунова Е.А. Контроллинг и управленческий учет: расстановка приоритетов // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 38 (380). — С. 24–38.

В настоящее время не существует единого мнения по поводу определения понятия «контроллинг». В первую очередь это связано с тем, что его интерпретация зависит от законодательства, правил ведения бухгалтерского (финансового) учета, экономического положения государств, а также от культуры принятия управленческих решений. На основе изученных определений понятия «контроллинг»1 мы предлагаем следующее: контроллинг в общественном секторе2 — это система формирования информации о деятельности субъектов общественного сектора, ее агрегирования и анализа, а также формирования на ее основе предложений по повышению эффективности принятия управленческих решений, корректировке деятельности и ее оптимизации с целью повышения темпов развития экономики, социальной сферы и общества в целом.

Выделяют два основных подхода к сущности контроллинга: англосаксонское (американское) и немецкое (европейское). Рассмотрев их основные характеристики, мы создали концепцию, которая может быть внедрена в общественный сектор Российской Федерации (рис. 1). Предлагаемая нами концепция рассматривает контроллинг как непрерывный процесс постоянного сбора информации, ее анализа, формирования выводов и предложений по повышению эффективности деятельности субъектов системы. В центре системы — информационное и правовое обеспечение. Оно необходимо для унификации деятельности субъектов общественного сектора и постоянного отслеживания изменений, которые могут повлиять на эффективность деятельности. Чтобы более четко описать систему, спроецируем ее на этапы бюджетного процесса. Так, на первом этапе бюджетного процесса, этапе формирования проекта бюджета, предлагается расширить список факторов, которые необходимо учитывать, а именно: в качестве эндогенных факторов развития экономики необходимо принимать во внимание специфику и цикличность национальной экономики.

Таким образом, при планировании параметров бюджетов бюджетной системы нельзя будет использовать метод экстраполяции и индексирования, а при применении метода прямого счета необходимо будет использовать прогнозные значения с учетом отдельных факторов, которые сдерживают рост и поэтому прогнозные значения не смогут выдерживать положительную динамику в течение ряда лет.

Для Цитирования:
Федченко Елена Алексеевна, Терехова Татьяна Борисовна, Дерезина Алина Алексеевна, Концепция контроллинга в общественном секторе Российской Федерации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: