По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы

П.И. Ковалев канд. физ-мат. наук, доцент кафедры кибернетических систем, Институт геологии и нефтегазодобычи Тюменского индустриального университета.

Анализируются основные положения концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг., направленные на повышение качества высшего образования. Показаны их уязвимые места, непродуманность отдельных нововведений. Обосновывается вывод о необходимости более глубокого анализа путей решения назревших проблем высшей школы.

Литература:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

2. О реализации государственной политики в сфере образования // Аналитический вестник. — 2015. — №1 (574).

3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. — № 636.

4. Советов Б.Я. Информационная технология. — М., 1994.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. — №273.

6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002  г. — №184.

7. Report of the Investigation of Engineering Education. 1923–1929. Pittsburgh, 1930.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. отмечается, что «последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу и обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении — неприятие и негативное отношение граждан как к самой программе, так и к проблемам развития системы образования и отдельных ее элементов» [1]. Одним из способов привлечения внимания общества к этой программе является ее широкое обсуждение.

Разработка концепции любых преобразований должна начинаться с поиска ответа на вопрос: что именно не удовлетворяет нас в существующей ситуации? В концепции программы говорится, что «для современного российского образования все еще характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к их качеству и содержанию со стороны потребителей. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом» [1].

Отметим, что здесь качество продукции понимается как степень соответствия ее характеристик ожиданиям ее потребителя. В основе современной модели качества продукции лежит противопоставление ее поставщика и потребителя. Однако в случае образовательной услуги граница между поставщиками услуг и их потребителями стирается. Потребителями образовательных услуг в области высшего образования являются студенты, их родители, работодатели, субъекты Российской Федерации и страна в целом (общество и государство). Закон «Об образовании в Российской Федерации» требует, чтобы федеральные органы государственной власти в сфере образования осуществляли государственный контроль в сфере образования за деятельностью вузов [5].

Таким образом, они непосредственно влияют на деятельность по оказанию образовательной услуги. Студент же прямо вовлечен в процесс поставки образовательной услуги.

На заседании круглого стола, посвященного государственной политике Российской Федерации в сфере образования, ректор Московского педагогического государственного университета А.Л. Семенов рассказал об опыте проведения независимой экспертизы его качества. Он сказал: «Мы пригласили 200 человек, которые присутствовали на экзаменах и фиксировали то, что происходило. И потом просто пришли на кафедру и обсудили, как же так получается, что прочли курс лекций, и 80% студентов не знают 80% материала, и все получают «тройки», даже «четверки», а кто-то и «пятерки» на экзамене. Ответ профессора был такой: «Я читаю хорошие лекции, а студентов мне таких дала школа. Это школа (средняя школа) виновата в том, что слабые дети пришли в педагогический вуз. Я буду продолжать читать хорошие, умные лекции, которые эти дети не воспринимают» [2, с. 82]. Наблюдения автора этих строк подтверждают, что подавляющее большинство студентов усваивает к экзамену приблизительно 20% требуемого учебного материала, причем доля усвоенного материала практически не зависит от его объема, трудности понимания и др. Таким образом, отношение уровня реального набора компетенций выпускника вуза к уровню требований образовательного стандарта составляет один к пяти. Если студент усвоил пятую часть учебного материала, то он считает, что овладел им. Оставаясь в рамках «гуманной педагогики», невозможно заставить его выучить оставшиеся четыре пятых. Происходит своеобразное переосмысление принципа предметности обучения: «мы это уже проходили». Заметим, что аспиранты и начинающие преподаватели, которым поручают читать лекции, в течение одного семестра овладевают основными понятиями и методами учебной дисциплины.

Для Цитирования:
П.И. Ковалев, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Юрист ВУЗа. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: