По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Концепция адаптивной модели таможенного менеджмента и механизм ее применения

Макрусев В. В. д-р физ.-мат. наук, профессор кафедры управления, Российская таможенная академия, 140015, Московская обл. г. Люберцы, Комсомольский пр., д. 4, e-mail: makrusev@mail.ru
Вахрушев В. Ю. канд экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, советник государственной гражданской службы 3-го класса 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: Vakhrushev-Vyu@rudn.ru Любкина Е. О., канд экон. наук, доцент кафедры управления, Российская таможенная академия, e-mail: ekaterina.lyubkina@gmail.com

Современные тенденции глобализации мировой торговли и международных валютных отношений, развития сферы государственного управления определяют необходимость формирования инновационной теоретико-методологической базы управления таможенным делом, основанной на интегративной модели. Авторы представили и описали условия и направления эволюции институциональной среды государственного администрирования. В статье сформулирована концепция адаптивного управления как одно из направлений развития таможенного менеджмента, предложены модель адаптивно-ситуационного управления таможенными институтами и механизм ее применения.

Литература:

1. Макрусев В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Вестник российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2017. — № 2 (92). — С. 4.

2. Макрусев В. В., Месяц М. А. Интегративная модель управления таможенным делом России: основные направления и особенности формирования // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 4. — С. 31.

3. Бойкова М. В. К вопросу об уровнях исследования таможенного администрирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2015. — № 1. — С. 32.

4. Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебник (электронный ресурс университетской библиотеки). — М.; Берлин: ДиректМедиа, с. 2.

5. Макрусев В. В. Механизм единого окна как основа развития института таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 2 (31). — С. 130.

6. Макрусев В. В. Сервисная парадигма развития института таможенного администрирования: проблемный аспект // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. — 2016. — № 11 (55). — С. 5.

7. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг. — М.: Проспект, 2017. — С. 284.

8. Юсупова С. Я., Макрусев В. В., Бойкова М. В. Инновации в системе контроллинга // Управление экономическими системами. — 2017. — № 2 (96). — С. 13.

9. Зеркин Д. Г. Механизм формирования адаптивно-ситуационного управления деятельностью организации / Евразийское научное объединение. — 2016. — Т. 2. — № 3 (15). — С. 107.

10. Makrusev V., Vakhrushev V., Lyubkina E. The adaptive model of customs management // MATEC Web of Conferences. EDP Sciences. — 2018. — Т. 170.

11. Makrusev V., Vakhrushev V., Boykova M., Lyubkina E. Integrative model of customs and foreign economic activities as element of the system of environmental economics // E3S Web of Conferences. EDP Sciences. — 2019. — Т. 91.

Основными признаками современного этапа развития мирового хозяйства являются процессы глобализации мировой торговли и международных валютных отношений. В условиях таких изменений расширяется и интенсифицируется научно-технический и информационный обмен, усиливается миграция капиталов и рабочей силы. Широко применяются единые стандарты на технологии, усиленно внедряются единые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, политике в области занятости, к процедурам, инфраструктуре и персоналу. Все это формирует новый облик и открывает новые возможности глобальной экономики.

Глобализация наиболее успешно развивается в форме региональной интеграции нескольких стран, ведущей к объединению их экономик в единый региональный хозяйственный комплекс того или иного типа. Актуальным направлением региональной экономической интеграции является создание Евразийского экономического Союза (далее ЕАЭС) — международной организации, обладающей международной правосубъектностью и учрежденной соответствующим договором. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Системообразующим элементом и активным регулятором сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стран — участниц ЕАЭС является таможенный институт. Он непосредственно или опосредовано воздействует на политические, экономические, правовые, энергетические, информационные и другие коммуникации в сфере внешнеэкономических отношений как внутри стран-участниц, так и во вне — с мировым сообществом. Тем самым он призван влиять на устойчивость и предсказуемость глобальных и региональных процессов, протекающих в сфере ВЭД [1].

В широком смысле под таможенным институтом предлагаем понимать системное образование, регулирующее деятельность участников экономических отношений в сфере ВЭД и обеспечивающее таможенными методами и средствами достижение общественно значимой цели — защиты экономической безопасности стран — участниц ЕАЭС.

Для Цитирования:
Макрусев В. В., Вахрушев В. Ю., Концепция адаптивной модели таможенного менеджмента и механизм ее применения. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: