По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Концепции управления инновационной деятельностью предприятия в современных экономических условиях

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, заведующий кафедрой управления инновациями, МНИИПУ, вице-президент по инновациям, НП «Внешторгклуб», Москва Алиев И. Г., доктор делового администрирования (DBA), заместитель заведующего кафедрой управления инновациями, МНИИПУ, исполнительный директор, ООО «Альянс», Москва

Новые рыночные тенденции, связанные с продолжающейся экономической неопределенностью, бурным развитием развивающихся рынков, новыми моделями потребительского поведения, побуждают компании повышать эффективность своей инновационной деятельности и пересматривать прежние подходы. В статье рассматриваются концепции управления инновационной деятельностью предприятия, которые будут актуальны в ближайшие годы. Сформулированы и описаны ключевые элементы каждой концепции.

Литература:

1. «Исследование по цифровизации и инновационной открытости российских предприятий», АСИ, KPMG, 2020.

2. Arthur D. Little. «Innovation Excellence Benchmark: Understand Your Innovation Performance to Enable Breakthrough», Global Innovation Excellence Benchmark, 2023.

3. Robert Cooper. «Winning at New Products», Basic Books, 2001.

4. Синяков Е.В., Хомутский Д.Ю., Лежнева Н.В. «Колесо инноваций», Полиграфические мастерские, Москва, 2012.

Растущая потребность в инновациях обусловлена внешними факторами, такими как продолжающаяся глобализация, смещение центра экономического внимания с западных стран на страны Глобального Юга, Индию и Китай, сохраняющаяся экономическая неопределенность и меняющиеся в сторону индивидуальности требования потребителей.

Рассмотрим ключевые концепции управления инновационной деятельностью предприятия, которые будут актуальны в ближайшие годы: (1) инновации, ориентированные на потребителя, (2) «экономные» инновации, (3) «быстрые» инновации с низким уровнем риска и (4) системные инновации (рис. 1).

Инновации, ориентированные на потребителя связаны с поиском новых более эффективных способов взаимодействия с клиентом и развитием более тесных отношений с ним. Они в значительной степени основаны на слиянии следующих тенденций.

- Полное удовлетворение потребностей клиента. Стремление к построению более тесных отношений с клиентами быстро меняет бизнес-модель, которая раньше использовалась преимущественно для B2B-компаний с ограниченной клиентской базой. Например, японские и европейские производители автомобилей (Lexus, Infiniti, BMW) продолжают изучать способы создания «ощущения владения» автомобилем, разрабатывая дополнительные функции комфорта (адаптивный круиз-контроль, система камер кругового обзора, проекционный дисплей, электропривод сиденья с регулируемой поясничной опорой и т. д.), причем делают это с той же тщательностью, с какой они разрабатывают конструкцию автомобиля.

- Эмоциональная связь с клиентом. Технологии позволяют производителям предоставлять столько же, а зачастую и больше функциональности, чем может использовать обычный потребитель, поэтому основы конкуренции меняются. Вместо того чтобы конкурировать за новые возможности и функционал, производители будут соперничать за стиль, дизайн и эмоциональную связь, поскольку подходы, используемые на рынках роскоши и моды, все чаще применяются в других секторах бизнеса.

- Вовлечение сотрудников в инновации. Поскольку компании стараются обеспечить более тесное взаимодействие с заказчиком, роль сотрудника становится ключевой для достижения результата. Многие компании стремятся к вовлечению сотрудников, однако лишь немногие из них напрямую связывают это со своей программой инновационного развития. В выигрыше окажутся предприятия, которые смогут объединить в единое целое инновационную стратегию, инновационные процессы, инновационный продукт, опыт работы с клиентами и межфункциональное взаимодействие своих сотрудников.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Концепции управления инновационной деятельностью предприятия в современных экономических условиях. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: