О контроллинге в России стало известно лишь в начале 1990-х гг. Контроллинг внедрялся по европейским стандартам, и, в первую очередь, именно банки заинтересовались подобным явлением, и только потом, контроллинг получил широкое распространение на предприятиях с абсолютно различной сферой деятельности. Службы контроллинга появлялись в планово-экономических отделах, в финансовых отделах, в аналитических отделах и т. д.
Понятие контроллинга (происходит от английского «руководство, регулирование, управление, контроль») зародилось практически одновременно в США и Германии. Этапы развития контроллинга1 отражают эволюцию становления стратегического и оперативного управления на разных уровнях хозяйствования.
Российские и зарубежные ученые в области контроллинга Данилочкина Н. Г., Ивашке вич И. Б., Карминский А. М., Майер Э., Манн Р., Фалько С. Г., Хан Д. и др. считают, что сначала контроллингом называлась совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллером выступал главный бухгалтер.
В России наибольшей популярностью пользуется такая концепция котроллинга, главная функция которой — координация системы менеджмента для действий, обеспечивающей целевое управление. На современном этапе развития контроллинга сформировались три концепции контроллинга:
1. Контроллинг, нацеленный на бухгалтерский учёт.
2. Контроллинг, нацеленный на информацию.
3. Контроллинг, нацеленный на управление деятельностью предприятия.
Контроллинг, нацеленный на бухгалтерский учёт, подразумевает воплощение на практике информационных целей с помощью использования бухгалтерского учёта. Здесь внимание концентрируется на стоимостных показателях, для получения прибыли. Данная концепция является немного ограниченной, поскольку опирается только на данные бухгалтерского учёта.
Контроллинг, нацеленный на информацию, использует данные не только бухгалтерского учёта, но и информацию, связанную с хозяйственной деятельностью организации. Опираясь на эту концепцию, задачей контроллинга является информационная поддержка важнейших вопросов по руководству организацией. Он должен помогать функционированию внутреннего процесса организации с помощью определённого подбора и обработки информации.