В настоящее время продукция АО «Петербургский тракторный завод» пользуется заслуженным успехом у сельхозтоваропроизводителей, выпуск тракторов за последние годы неуклонно увеличивается. При этом совершенствуются и сервисные центры фирменной дилерской сети, обеспечивающие полноту проведения регламентного технического обслуживания, осуществляются гарантийные обязательства перед конечными потребителями в размере до 3000 мото-часов в течение 24 месяцев [1, 2].
Значительным конкурентным преимуществом использования техники потребителями является фирменное техническое сопровождение и в послегарантийный период эксплуатации. Однако при этом необходимо учитывать, что обеспечение экономии времени и точность проведенных диагностических работ закладываются еще на стадии изготовления узлов и агрегатов. Современным трендом при экспресс-диагностировании является использование различных индикаторов, цифровых технологий для оценки технического состояния в процессе эксплуатации, которые позволяют, например, инспекторам Гостехнадзора и диагностам визуально или с применением средств инструментального контроля оценивать текущее, а также предельное техническое состояние того или иного агрегата или системы [3–5].
Приходится констатировать, что у коробки передач (КП) тракторов «Кировец» необходимо расширять контролепригодность и приспособленность к диагностированию по ГОСТ 26656 [6] в процессе эксплуатации. В настоящее время проведение оценки состояния фрикционных дисков передач при техническом обслуживании и ресурсном диагностировании достаточно сложно из-за отсутствия методик и рекомендованного оборудования, а от степени износа фрикционных дисков во многом зависит величина наработки трактора на отказ 2-й и 3-й групп.
Проведенные ранее разработка и опытное внедрение на сборочном конвейере в АО «ПТЗ» стенда КИ-28326 (рис. 1) показали, что необходим контроль величины нормируемой подачи рабочей жидкости (от 8 до 15 л/мин) в полости бустеров передач для обеспечения номинального давления (от 1,1 до 1,2 МПа) в гидролиниях механизма переключения передач (МПП) для обеспечения стабильности качества производства ведущего вала [7, 8].