Вопрос построения эффективной системы контроля за исполнением поставщиком условий контракта является достаточно важным, поскольку закреплен законодательно. От того, насколько грамотно налажено взаимодействие заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) в рамках реализации заключенного контракта, зависит, насколько полно в конечном итоге будут удовлетворены потребности заказчика в необходимых товарах, работах, услугах. Результаты исполнения контрактов во многом определяют успех функционирования всего предприятия, поэтому контроль данной области должен стать неотъемлемой частью системы организации закупочной деятельности заказчика.
При этом важно, чтобы контроль имел системный характер, что предполагает регулярное осуществление контрольных процедур в процессе исполнения контракта. Для этого необходимо определить последовательность действий, что позволит построить эффективную систему контроля за надлежащим исполнением условий контрактов.
Цель исследования: исследование особенностей контрольных процедур, которые осуществляет заказчик в процессе исполнения поставщиком условий контракта.
Материалы, методы и условия проведения исследования: изучены законодательные акты, регулирующие обязанности заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком условий контракта, а также нормативные акты Министерства экономического развития РФ, разъясняющие применение данных положений.
Правовой статус, а также роль заказчиков в закупочной деятельности определяются положениями федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Данные законы возлагают на заказчиков исполнение основных функций, которые определяют эффективность работы контрактной системы в масштабах Российской Федерации.
В ст. 3 Закона № 44-ФЗ указано определение государственного заказчика. Его трактуют как государственный орган (в том числе орган государственной власти), имеющий право нести бюджетные обязательства, согласно положениям российского бюджетного законодательства, от имени РФ или субъекта РФ. Также важно отметить, что государственный заказчик действует от указанного имени и осуществляет закупки. Кроме того, в данном определении также указаны учреждения, которые могут выступать в качестве государственных заказчиков (см. рис.) [1].