В нашей стране ЖКХ является одним из крупнейших секторов экономики, где сосредоточено около 25 % основных фондов государства, коммунальная энергетика потребляет более 45 % тепловой и 20 % электроэнергии. Поэтому модернизация инженерных систем представляется весьма трудоемким, затратным, социально важными процессом, влияющим на комфортную среду труда и быта каждого человека. Вместе с этим количество и масштаб проблем является значимым индикатором состояния общества [1, 4].
Главной ошибкой при принятии взвешенных решений является отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи модернизации до всех заинтересованных сторон, с демонстрацией результатов, которые наглядно подтверждают целесообразность энергосберегающих мероприятий [7].
Многие жители недовольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. Нынешнее положение в жилищно-коммунальном секторе характеризуется значительным износом основного оборудования, устарелыми технологиями, большими потерями энергоресурсов и низкой энергоэффективностью. Более 70 % жилого фонда страны построено до 1980 г., износ оборудования превышает 60 %, энергоемкость в 2–3 раза превышает показатели европейских стран [5].
Социальный аспект означенной проблемы состоит в отказе промышленных предприятий от содержания ведомственного жилого фонда и передачи его на баланс города, управляющей компании или ТСЖ [6]. Например, в г. Тольятти еще в 2006 г. комплексные общежития ПАО «АВТОВАЗ» были переданы муниципалитету в статусе многоквартирных жилых домов, с множеством проблем, таких как приватизационные вопросы, неизвестное число фактически проживающих там людей, а также изменение степени благоустройства и техническое состояние инженерных коммуникаций.
Актуальность работы. Рассматривается причина несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора многоквартирного жилого дома, бывшего ранее общежитием одного из предприятий г. Тольятти. Здание построено по типовому проекту 164-80-4 «9-этажное общежитие на 537 мест с блоком обслуживания». В блоке обслуживания находились прачечная, столовая, хозпомещения.