Эффективность функционирования автомобильного транспорта определяется не только показателями производительности и себестоимости, но и, что особенно важно, безопасностью эксплуатации. Статистика свидетельствует, что от 15 до 20 % дорожно-транспортных происшествий обусловлены именно технической неисправностью транспортных средств [3]. Ответственность за поддержание надлежащего уровня экологической и технической безопасности техники возложена на службу Гостехнадзора. Гостехнадзор России осуществляет надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием различных видов техники в Российской Федерации [4].
В рамках своих полномочий Гостехнадзор осуществляет контроль технического состояния техники, опираясь на установленную номенклатуру показателей. Контроль охватывает около 20 ключевых параметров, обеспечивающих техническую и экологическую безопасность (ТБ и ЭБ).
Для повышения точности и оперативности процедуры технического осмотра широко применяется инструментальный контроль параметров ТБ и ЭБ. Однако для обеспечения достоверности результатов инструментального контроля необходимо строго соблюдать ряд требований, пренебрежение которыми может привести к ошибочным выводам.
Подготовка средств измерений должна осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации. Некоторые средства измерений подлежат обязательной поверке, результаты которой должны быть документально зафиксированы в паспорте на прибор. Общие требования к подготовке приборов включают в себя проверку целостности корпуса (отсутствие трещин, сколов, деформаций и т. п.), контроль состояния и зарядки аккумуляторной батареи (для электронных средств измерений), проверку целостности шкал измерений и комплектности. Проверка работоспособности прибора производится в тестовом режиме путем наблюдения за изменением показаний без установки на машину и приведения измерений к требуемым условиям. Критически важным требованием к средствам измерений является их наличие в Государственном реестре средств измерений, в отсутствие которого все измеренные значения не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как объективные.