По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3.014.2.032:631.431.1 DOI:10.33920/sel-10-2201-03

Контроль технического состояния сельскохозяйственной техники через онлайн-мониторинг параметров

Катаев Ю. В. канд. техн. наук, доцент, вед. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ, е-mail: ykataev@mail.ru,
Градов Е. А. вед. спец., ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ
Тишанинов И. А. инженер, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, РФ

Рассмотрена система онлайн-мониторинга сельскохозяйственной техники по оценке параметров технического состояния тракторов. В контексте автоматизации технологических процессов изучены различные методы обнаружения и диагностики неисправностей и отказов на основе онлайн-мониторинга технического состояния. Установлено, что важнейшим средством повышения эффективности использования тракторов является безразборное определение параметров технического состояния машины путем совершенствования методов его контроля и мониторинга качества выполнения работ на основе внедрения современных систем онлайн-мониторинга.

Литература:

1. Дорохов А. С., Костомахин М. Н., Воронов А. Н. Сбор информации о надежности сельскохозяйственных машин с использованием систем мониторинга с помощью контроля параметров технического состояния // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 8. — С. 20–28.

2. Дидманидзе О. Н., Дорохов А. С., Катаев Ю. В. Тенденции развития цифровых технологий диагностирования технического состояния тракторов // Техника и оборудование для села. — 2020. — № 11 (281). — С. 39–43.

3. Ерохин М. Н., Дорохов А. С., Катаев Ю. В. Интеллектуальная система диагностирования параметров технического состояния тракторов // Агроинженерия. — 2021. — С. 45–50.

4. Проект цифровой системы для диагностирования ресурсоопределяющих узлов коробок перемены передач с гидравлическим управлением мобильных энергетических средств / А.С. Дорохов, М.Н. Костомахин, Н.А. Петрищев И.М. Макаркин и др. // Технический сервис машин. — 2019. — № 4 (137). — С. 83–95.

5. Цифровые технологии мониторинга машин: учеб. пособ. / В.И. Баш кирцев и др. — М.: РИАМА, 2019. — 45 с.

6. Дорохов А. С. Средства контроля качества сельскохозяйственной техники / А.С. Дорохов, К.А. Краснящих, Д.М. Скороходов // Сельский механизатор. — 2015. — № 10. — С. 34–35.

7. Дорохов А. С. Кавитационное воздействие воды на нагароотложения в двигателях / А.С. Доро хов, Ю.В. Катаев // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2014. — № 9. — С. 29–33.

8. Семейкин В. А., Дорохов А. С. Экономическая эффективность входного контроля качества сельскохозяйственной техники // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В. П. Горячкина». — 2009. — № 7 (38). — С. 15–17.

9. Дорохов А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 125. — С. 62–69.

10. Дорохов А. С. Влияние размеров в поле допуска на ресурс изделий // Грузовик. — 2013. — № 8. — С. 34–37.

В настоящее время интеллектуальные технологии онлайн-мониторинга состояния параметров тракторов помогают находить, диагностировать и определять приоритеты проблем на производственных линиях с помощью методов профилактического, технического обслуживания и прогнозирования. Мониторинг работоспособности техники позволяет увеличить время безотказной работы производства, поскольку выявление мельчайших изменений может помочь обнаружить важные общие режимы отказа оборудования. Это приводит к снижению эксплуатационных расходов, оптимизированному управлению ремонтом и запасными частями и более высокой производительности даже с учетом небольших хозяйств.

Поэтому в области сельского хозяйства должна быть обеспечена поддержка внедрения интеллектуальных технологий. Как пример, автоматизированная система онлайн-мониторинга прочности, надежности и безопасности трудных технических объектов, предназначенная для сбора, анализа и накопления данных от разнотипных и распределенных датчиков с целью определения технологического состоянии оборудования, обнаружения отклонений, также поломок в его работе, обеспечения наблюдения за развитием ситуации, оперативного предотвращения необходимости технического обслуживания и принятия решений, которые обеспечивают надежную и безопасную эксплуатацию [1].

В обеспечении работоспособности техники при проведении диагностирования ее технологического состояния существенная роль отводится задачам по установлению технического состояния машины без разборки, с помощью выполнения технологического обслуживания интеллектуальной системы онлайн-мониторинга технологического состояния.

Самой важной составляющей увеличения результативности использования энергетических средств, сокращения средств на ремонт и техническое обслуживание является диагностика техники. Интеллектуальные цифровые технологии диагностирования, активно внедряемые передовыми производителями сельскохозяйственной техники, повышают качество послепродажного технического обслуживания: информация об использовании продукции клиентами собирается через систему датчиков и анализируется в автоматическом режиме. К примеру, онлайн-мониторинг и дистанционная передача информации [2–4].

GPS-системы контроля тракторов выделяются обширностью функционала. Датчики и блок передачи данных устанавливаются в специальных местах без риска повреждения работающими частями техники, а также при работе в неблагоприятных погодных условиях. Машина может работать круглосуточно при полном отсутствии дорог и критических нагрузках. Под такие же параметры эксплуатации рассчитывается и оборудование спутниковых мониторинговых систем.

Стоит отметить, что высококачественный онлайн(GPS)-мониторинг передвижения и местоположения трактора дает возможность приобрести ряд ощутимых экономических выгод, возможность уменьшить удельный расход топлива, сократить период выполнения типовых задач и устранить простои и факты нецелевого использования техники [5].

Система интернет-мониторинга параметров тракторов устанавливается на любую модель. Подключение к агрегатам производится вне зависимости от штатной электропроводки и никак не влияет на работу механизмов и приборов. Оператор при этом не способен вносить изменения в показания датчиков или передачу данных — все функционирует в автоматическом режиме. Для того чтобы GPS для трактора работал безотказно, следует принимать во внимание характер эксплуатации каждой машины.

Рассмотрим, как осуществляется онлайн-мониторинг параметров уровня и расхода топлива.

Контроль уровня топлива осуществляется за счет установки емкостных датчиков в бак техники. В случае если баков несколько, то в каждый монтируется отдельный датчик. Количество и размер датчиков подбираются исходя от формы и количества баков в технике [6, 7].

Главные преимущества данного метода — это:

- контроль начального и конечного уровня топлива в баке;

- контроль количества заправленного топлива;

- возможность отследить количество топлива, потраченного на холостых оборотах;

- контроль расхода топлива (ушедшего топлива из бака) за определенный промежуток времени;

- наличие актуальных данных об остатках топлива в баке.

В системах используются емкостные датчики уровня топлива с цифровым интерфейсом.

Недостатком данного метода является только то, что он не дает информации о фактическом потреблении топлива двигателем. Но этот недостаток можно отнести ко всем датчикам емкостного типа.

Контроль расхода топлива реализуется с помощью установки в топливную систему проточного счетчика (расходомера), который позволяет контролировать как систему подачи топлива, так и обратку с высокой точностью, фактически потраченное топливо в движении и на холостых оборотах.

В зависимости от технических особенностей расходомеры можно разделить на отдельные группы:

CAN-датчик расхода топлива

- в зависимости от специфики топливной системы: однокамерные, двухкамерные;

- по пропускной способности: 100, 250, 500 и 1500 л/ч;

- по типу интерфейса: импульсный, RS-232/485 и CAN.

Главное преимущество данного метода — высокая точность данных о фактическом потраченном топливе двигателем. Расходомеры устойчивы к внешнему магнитному воздействию и высоким температурам, поэтому погрешность при измерении минимальна.

Единственный недостаток такого решения — это отсутствие возможности контролировать объем топлива в баке.

Суть контроля расхода топлива (can) заключается в использовании универсального программируемого контроллера, который подключается к бортовому компьютеру и собирает данные с бортовой системы трактора о полном расходе топлива. После сбора информации все данные передаются с CAN-шины на компьютер, и обрабатываются в специальной программе (см. рисунок).

Данное решение позволяет диспетчеру получать информацию о техническом состоянии трактора, фактическом потреблении топлива, а также получать сведения об уровне топлива со штатного датчика уровня топлива и дополнительную информацию. Но при этом нужно учитывать, что погрешность штатного датчика учета топлива составляет не менее 30 %.

Однако, несмотря на то что метод позволяет анализировать большое количество данных с помощью всего одного устройства (CAN-шины), само по себе это решение не является полноценным, потому что позволяет контролировать только расход, не показывая фактический уровень топлива в баке.

Заметим, что наиболее эффективный результат можно получить только при использовании метода совмещенного контроля [8]. Данное решение предусматривает использование сразу нескольких способов контроля:

- уровня топлива в баке;

- расхода топлива с помощью расходомера;

- расхода топлива путем считывания данных с CAN-шины.

Совмещенный метод позволит контролировать любые изменения уровня топлива в баке и его фактический расход сельскохозяйственной техникой, а также производить сравнительный анализ данных по каждому из способов контроля. В конечном результате это даст возможность фиксировать и предотвращать любые действия с топливом, параллельно осуществлять контроль всех топливных узлов, сравнивать данные с датчиков и получать точный отчет.

Системы онлайн-мониторинга параметров тракторов позволяют не только определять местоположение трактора, скорость и количество расходуемого топлива, но и отслеживать температуру двигателя во время работы. Осуществить это можно при помощи специального цифрового датчика температуры. Получать данные о температуре охлаждающей жидкости можно также благодаря подключению к CAN-шине трактора [9, 10].

Кроме контроля температуры двигателя, данное решение дает возможность производить и настройку температурных режимов. При необходимости также можно подключить функцию онлайн-уведомлений, которые позволят диспетчеру оперативно получать информацию о нарушениях в работе двигателя с указанием геолокации события.

Главным преимуществом данного решения является наличие у диспетчера актуальных данных о нагрузке двигателя и возможность предотвращения его перегрева, которое впоследствии может привести к поломке.

Реализовать данную функцию возможно несколькими способами:

- подключение датчика детонации, который позволяет фактически оценить, заведен или заглушен двигатель. А система мониторинга выполняет все подсчеты и формирует необходимый отчет по времени работы двигателя;

- использование цифрового входа (триггера). Внешний трекер подключается аналоговым триггерным входом (или цифровым) к любому из штатных индикаторов работы двигателя, а система мониторинга ведет подсчет времени работы. Данный способ подключения наиболее популярный, потому что не требует дополнительных затрат на приобретение специальных датчиков;

- использование датчика оборотов. Такое решение можно применить только в случае, если подключено устройство с возможностью чтения данных с CAN-шины.

ВЫВОДЫ

Исследование методов, а также средств сбора данных о техническом состоянии тракторов дает возможность отметить, что для повышения производительности их применения и обеспечения сохранности эксплуатационных свойств на заданном уровне целесообразно собирать сведения о состоянии абсолютно всех агрегатов и механизмов техники, соответственно, ее прочности и надежности, применяя при этом информацию об изменении ее нынешного технического состояния с помощью непрерывного мониторинга ресурсных параметров.

Таким образом, считаем, что интеллектуальная система онлайн-мониторинга технического состояния параметров тракторов при диагностике дает возможность оперативно устанавливать вероятные причины возникновения отказов техники при аварийных либо предаварийных режимах работы. Концепция онлайн-мониторинга позволят оперативно осуществлять ремонт, что обеспечивает возможность сокращения простоев техники в сжатые агротехнические сроки.

Язык статьи:
Действия с выбранными: