Забота современного бизнеса о приумножении богатства акционеров, о росте эффективности компаний неминуемо выводит на необходимость создания и развития технологий, направленных на повышение отдачи от труда наемных работников.
И здесь на первое место выходят вопросы управления результативностью труда сотрудников.
Под результативностью труда мы подразумеваем соотношение четырех важнейших параметров, которые определяют меру эффективности производственной деятельности людей: количество и качество произведенного результата труда (услуги, материального продукта или технологии) в соотнесении с затраченными на его получение временем и издержками:
где РеТ – результативность труда;
Ко – количество произведенного результата труда;
Ка – качество произведенного результата труда;
Вр – время, затраченное на производство результата труда;
Из – издержки, затраченные на производство результата труда.
Всего для контроля над результативностью труда отслеживают:
- – показатели непосредственных результатов труда (в первую очередь производительность и качество труда);
- – показатели условий достижения результатов труда (в первую очередь издержки);
- – показатели профессионального поведения (в первую очередь лояльность сотрудников по отношению к организации и работе в команде);
- – показатели, характеризующие ин дивидуальные особенности работника (в первую очередь компетенции).
За более чем столетнюю историю существования практики и науки управления людьми в процессе производства рождались и развивались разнообразные подходы к решению задачи по увеличению результативности труда. Вклады различных национальных культур труда (в первую очередь японской, европейской, американской), а главное, капиталистического и социалистического подходов к управлению обогатили эту сферу новыми идеями и решениями.
В настоящий момент в России сложились уникальные благоприятные условия для развития отечественных технологий управления, которые по своему качеству, а также кругу решаемых задач ни в чем не уступают западным разработкам. Речь в первую очередь идет о возможности на практике сравнить капиталистический и социалистический опыт и подходы к управлению сотрудниками, использовать возможности и достижения рыночного (ориентированного на преодоление конкуренции и накопления богатства) и нерыночного (ориентированного на создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации человека труда) взгляда на одну и ту же проблему.