По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.82 DOI:10.33920/vne-04-2412-01

Контроль над иностранными прямыми инвестициями по соображениям национальной безопасности в США

Элина Всеволодовна Кириченко кандидат экономических наук, ведущий исследователь, руководитель Группы экономических исследований США, ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАС), Россия, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23, E-mail: elinakir@imemo.ru, ORCID: 0000-0001-8025-5852

Соединенные Штаты Америки традиционно являются одним из крупнейших импортеров прямых капиталовложений. США рассматривают иностранные инвестиции как один из ключевых факторов экономического роста страны. Вместе с тем вследствие дисперсии вызовов и угроз американскому глобальному лидерству качественно расширяется трактовка национальной безопасности США. США пытаются сохранить баланс между открытостью для прямых иностранных инвестиций и задачами национальной безопасности. В статье анализируется деятельность Комитета по иностранным инвестициям США. Исследуется эволюция законодательства, касающегося деятельности КИИ, по мере изменения подходов к вопросам национальной безопасности. Особое внимание уделено анализу закона «О модернизации процесса оценки рисков от иностранных инвестиций». Появление этого закона (а он был выдвинут на двухпартийной основе) свидетельствует об укреплении сторонников ужесточения регулирования ПИИ. Отчетливо просматривается расширение контролирующих функций Комитета по иностранным инвестициям США.

Литература:

1. The World Investment Report 2024 // UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2024_en.pdf (дата обращения: 12.08.2024)

2. Direct Investment by Country and Industry, 2022 // BEA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bea.gov/news/2023/direct-investment-country-and-industry-2022 (дата обращения: 10.07.2024)

3. Activities of U.S. Affiliates of Foreign Multinational Enterprises (MNEs) // BEA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/activities-us-affiliates-foreign-mnes (дата обращения: 10.07.2024)

4. Initiative Invest in America // International Trade Administration. [Электронный ресурс]. URL: https:// legacy.trade.gov/investamerica/ (дата обращения:10.07.2024)

5. Кириченко, Э. В. Контроль США над международными каналами трансферта технологий: вызовы, механизмы, тенденции // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65. — № 7. — С. 98–105. doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-7-89-97

6. Аксенов, П. А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — № 4. — С. 31–41. doi.org/10.21686/2410-7395-2019-4-31-41

7. Зуев, В. Н., Островская, Е. Я., Гильманова, Д. Р. Дилемма допуска прямых иностранных инвестиций в политике ЕС и США: обеспечение притока капитала и/или усиление контроля стратегических активов? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2022. — № 6. — С. 88–109. doi.org/10.31249/kgt/2022.06.05

8. The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS) // U.S. Department of the Treasury. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/international/the-committee-on-foreign-investment-in-the-united-states-cfi us (дата обращения: 10.07.2024)

9. CFIUS Annual Report to Congress for CY 2023 // U.S. Department of the Treasury. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/system/files/206/2023CFIUSAnnualReport.pdf (дата обращения: 10.07.2024)

10. The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS) // Congressional Research Service Report. [Электронный ресурс]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10177 (дата обращения: 10.07.2024)

11. H.R. 4848 (100th): Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988 // Govtrack.US. [Электронный ресурс]. URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/100/hr4848/text (дата обращения: 11.06.2024)

12. Jackson, J. K. Foreign Investment and National Security: Economic Considerations // Congressional Research Service Report. [Электронный ресурс]. URL: https://sgp.fas.org/crs/natsec/RL34561.pdf (дата обращения: 11.06.2024)

13. Foreign Investment Risk Review Modernization Act of 2018. H.R. 5515-538 Title XVII—Review of Foreign Investment and Export Controls // U.S. Department of the Treasury. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/sites/default/files/2018-08/The-Foreign-Investment-Risk-Review-Modernization-Act-of-2018FIRRMA_0.pdf (дата обращения: 20.05.2024)

14. Кириченко, Э. В. Система экспортного контроля США над продукцией двойного назначения // Международная экономика. — 2023. — Т. 20. — № 3. — С. 194–203. doi.org/10.33920/vne-04-2303-05

1. UNCTAD (2024). The World Investment Report 2024. — Available at: https://unctad.org/system/fi les/ offi cial-document/wir2024_en.pdf (accessed: 12.08.2024)

2. BEA (2023). Direct Investment by Country and Industry, 2022. — Available at: https://www.bea.gov/ news/2023/direct-investment-country-and-industry-2022 (accessed: 10.07.2024)

3. BEA (2023). Activities of U.S. Affiliates of Foreign Multinational Enterprises (MNEs). — Available at: https:// www.bea.gov/data/intl-trade-investment/activities-us-affiliates-foreign-mnes (accessed: 10.07.2024)

4. International Trade Administration (2024). Initiative Invest in America. — Available at: https://legacy.trade. gov/investamerica/ (accessed: 10.07.2024)

5. Kirichenko, E. V. (2021). Kontrol’ SShA nad mezhdunarodnymi kanalami transferta tekhnologii: vyzovy, mekhanizmy, tendentsii [US Control over Technology Transfer International Channels: Challenges, Mechanisms, Trends]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Economy and International Relations]. Vol. 65, no. 7, pp. 98–105. doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-7-89-97. (In Russian)

6. Aksenov, P. A. (2019). Regulirovanie inostrannykh investitsii v SShA: ogranicheniia v usloviiakh torgovoi voiny [The US Foreign Investment Regulation: Trade War Restrictions]. Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International Trade and Trade Policy]. No. 4, pp. 31–41. doi.org/10.21686/2410-7395-2019-4-31-41. (In Russian)

7. Zuev, V. N., Ostrovskaya, E. Ya., Gilmanova, D. R. (2022). Dilemma dopuska priamykh inostrannykh investitsii v politike ES i SShA: obespechenie pritoka kapitala i/ili usilenie kontrolia strategicheskikh aktivov? [The Dilemma of Admitting Foreign Direct Investment in EU and US Policies: Ensuring Capital Infl ows and/or Strengthening Control of Strategic Assets?]. Kontury global’nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo [Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law]. No. 6, pp. 88–109. doi.org/10.31249/ kgt/2022.06.05. (In Russian)

8. U.S. Department of the Treasury (2024). The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS). — Available at: https://home.treasury.gov/policy-issues/international/the-committee-on-foreign-investment-in-the-united-states-cfi us (accessed: 10.07.2024)

9. U.S. Department of the Treasury (2023). CFIUS Annual Report to Congress for CY 2023. — Available at: https://home.treasury.gov/system/files/206/2023CFIUSAnnualReport.pdf (accessed: 10.07.2024)

10. Congressional Research Service Report (2024). The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS). — Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10177 (accessed: 10.07.2024)

11. Govtrack.US (1988). H.R. 4848 (100th): Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988. — Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/100/hr4848/text (accessed: 11.06.2024)

12. Jackson, J. K. (2013). Foreign Investment and National Security: Economic Considerations. Congressional Research Service Report. — Available at: https://sgp.fas.org/crs/natsec/RL34561.pdf (дата обращения: 11.06.2024)

13. U.S. Department of the Treasury (2018). Foreign Investment Risk Review Modernization Act of 2018. H.R. 5515-538 Title XVII—Review of Foreign Investment and Export Controls. — Available at: https://home.treasury.gov/sites/default/files/2018-08/The-Foreign-Investment-Risk-Review-Modernization-Act-of-2018-FIRRMA_0.pdf (accessed: 20.05.2024)

14. Kirichenko, E. V. (2023). Sistema eksportnogo kontrolia SShA nad produktsiei dvoinogo naznacheniia [US Export Control System for Dual-use Products]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. Vol. 20, no. 3, pp. 194–203. doi.org/10.33920/vne-04-2303-05. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 01.09.2024

Дата принятия рукописи в печать: 22.10.2024

США традиционно являются одним из крупнейших импортеров прямых капиталовложений. В 2023 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику США составляли 310 947 млрд долл. (23,3 % мирового объема прямых иностранных инвестиций) [1]. Основными факторами привлечения ПИИ в страну являются емкость внутреннего рынка, высокий научно-технический уровень экономики. В американскую экономику инвестируют примерно 110 государств. Ведущая роль принадлежит небольшой группе развитых стран. По данным Бюро экономического анализа США, на конец 2022 г. на долю пяти стран приходилось более половины общего объема прямых иностранных инвестиций в Соединенные Штаты. Япония оставалась ведущей страной-инвестором с капиталом 712,0 млрд долл., за ней следовали Великобритания (663,4 млрд долл.), Нидерланды (617,1 млрд), Канада (589,3 млрд) и Германия (431,4 млрд долл.). 42,4 % иностранных капиталовложений в США сконцентрированы в обрабатывающей промышленности, 10,6 % — в финансовом и страховом секторе, 9,7 % — в оптовой торговле [2].

В американских филиалах иностранных транснациональных компаний, в которых они владеют контрольным пакетом акций, работало 7,94 млн человек, 6,2 % от общей занятости в частном секторе в Соединенных Штатах в 2021-м. Приходящаяся на них текущая добавленная стоимость, которая является показателем их прямого вклада в валовой внутренний продукт США, составляла 1,2 трлн долл. в 2021 г. (6,5 % от общей добавленной стоимости в бизнес-секторе США). Их расходы на основные средства достигли 290,8 млрд долл. (17,3 % от общего объема капитальных затрат частного бизнеса США). Расходы на исследования и разработки (НИОКР) составляли 78,3 млрд долл., 13,3 % от общего объема НИОКР в США в 2020 г. (это последний год, за который имеются данные по всем американским компаниям в области НИОКР) [3].

Американский подход к регулированию ПИИ выстраивается на основе поддержания баланса между открытой инвестиционной политикой и защитой интересов национальной безопасности.

Для Цитирования:
Элина Всеволодовна Кириченко, Контроль над иностранными прямыми инвестициями по соображениям национальной безопасности в США. Международная экономика. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: