Контроль как деятельность по снижению рисков специалисты стали рассматривать лишь с конца ХХ в. В настоящее время для обеспечения непрерывной и доходной деятельности субъект управления, стремящийся минимизировать негативное воздействие рисков, заинтересован создать такую внутреннюю систему объекта управления, при которой возможно не только прогнозировать риски, но и управлять ими. Таким образом, связь между внутренним контролем и управлением рисками становится очевидной.
Цели риск-менеджмента ни в чем не противоречат целям внутреннего контроля: обеспечение эффективности деятельности, рациональности использования активов хозяйствующего субъекта, снижение рисков, гарантирование достоверности отчетности, соблюдение нормативных актов. Разница между внутренним контролем и управлением рисками все же есть: если система внутреннего контроля выявляет слабые места по свершившемуся факту их возникновения, то система управления рисками строится на превентивных мерах по предотвращению появления слабых мест и негативных последствий в принципе.
Детально взаимосвязь целей внутреннего контроля и управления рисками можно рассмотреть по развитию концепций COSO1, разработанных в США Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тридуэя. Доклад COSO «Внутренний контроль.
Интегрированная модель», подготовленный в 1992 г., определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров организации, менеджментом, другим персоналом, предназначенный для обеспечения разумной гарантии достижения целей компании в следующих категориях:
- эффективность и результативность операций;
- надежность финансовой отчетности;
- соблюдение соответствующих законов и правил.
Управление рисками имеет то же самое назначение, что и внутренний контроль, а именно: «обеспечение разумной гарантии достижения целей компании». Перечень целей дополнительно включает направление «Стратегические цели» — цели высокого уровня, соотнесенные с миссией или главной целью организации. Таким образом, управление рисками должно способствовать достижению стратегических целей компании.