Дифференцируют следующие принципы классификации МСА, которые позволяют дифференцировать все стандарты на 10 обособленных групп:
- некоторая тематическая общность: вводные замечания, планирование, средства внутреннего контроля и прочее — каждая группа стандартов так или иначе обнаруживает ограниченную тематику, отрасль, в рамках которой происходит описание механизмов аудита;
- субъект осуществления контроля и аудита. К примеру, в такой категории, как использование работы третьих лиц, имеют место три обособленных стандарта, которыми описывается весь комплекс процессов привлечения в ходе аудиторских проверок независимых аудиторов, внутренних аудиторов клиента, экспертов и прочих квалифицированных в той или иной области специалистов;
- специфика осуществления аудита: в такой группе, как специализированные области аудита, содержатся два стандарта, определяющие практику действий аудитора при составлении отчетов по специальным аудиторским заданиям, а также при изучении прогнозируемой аудиторской информации.
Таким образом, можно говорить о том, что принципы классификации МСА носят тематический и предметный характер, что позволяет им являться существенным фактором дифференциации стандартов аудита.
На основании выделенных принципов, как было отмечено выше, выделяют десять следующих групп стандартов:
1) вводные замечания;
2) обязательства;
3) планирование;
4) средства (система) внутреннего контроля;
5) аудиторские доказательства;
6) использование работы третьих лиц;
7) аудиторские выводы и отчеты;
8) специализированные области аудита;
9) сопутствующие услуги;
10) положения по международной практике аудита.
Что есть качество аудита? Отметим, что действующая сегодня в Российской Федерации нормативно-правовая база определяет некоторые критерии качества аудита, обозначим их.
Обязательным является неукоснительное и повсеместное соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который можно определить как основополагающий нормативно-правовой акт в контексте регулирования аудиторской деятельности. В законе прямо указывается на то, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при реализации своей профессиональной деятельности обязаны «осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с настоящим Федеральным законом».