Вмешательство государства в процесс фасовки диктуется потребностями общества в гарантированном качестве и безопасности продуктов питания. Правила и требования к фасовке продукции в Казахстане регламентируются законодательством и нормативно-техническими документами. Они определяют требования к упаковке, маркировке, информации о продукте, а также устанавливают процедуры и стандарты контроля фасовки.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан производители и поставщики фасовочной продукции должны соблюдать определенные требования. Так, в настоящее время в Республике Казахстан требования к фасовочной продукции определены Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон), в реализацию которого были утверждены Правила по установлению соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также завезенной импортером расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций, в целях государственного метрологического контроля, утвержденные приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 июня 2021 г. № 436-НК (далее — Правила).
Также, согласно ст. 22 Закона, объектом государственного метрологического контроля является количество фасованной продукции в упаковках любого вида при ее реализации [1].
Вместе с тем ст. 27 «Государственный метрологический контроль за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте» исключена Законом Республики Казахстан от 05.10.2018 № 184-VI.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует ясное уточнение действующих норм законодательства, а также вышеупомянутые Правила не используются из-за отсутствия законодательной основы для проведения контроля.
Различают два вида фасованной продукции: продукция, фасованная изготовителем, и продукция, фасованная продавцом. Ниже приводятся определения данных понятий.
Фасованной изготовителем продукцией является продукция одного и того же вида и наименования, характеризующаяся одним и тем же значением номинального количества потребительского товара, указанного на упаковках любого вида.