Деятельность Федеральной таможенной службы в последние годы проходит значительную трансформацию. Эта трансформация заключается как в переориентации таможенного контроля, так и в автоматизации процессов принятия решений. Происходит цифровизация службы, одним из примеров чего является переход на электронное декларирование и систему электронной таможни. Мы со своей стороны анализируем состояние дел в таможенной сфере. В рамках наших тематических, контрольных и экспертноаналитических мероприятий я бы хотел отметить качественное улучшение взаимодействия между Федеральной таможенной службой и Счетной палатой.
Мы видим, что по итогам наших мероприятий ФТС активно реагирует на выявляемые проблемные вопросы. Например, по итогам нашей проверки контроля экспорта леса и лесоматериалов таможенная служба разработала индикаторы для выявления случаев обязательного проведения таможенного досмотра. Кроме того, были доработаны программные продукты, которые используются в железнодорожных пунктах пропуска. На наш взгляд, данные меры должны снизить риски недостоверного декларирования товаров, в том числе леса и лесоматериалов.
В 2020 г. мы провели проверку полноты поступления таможенных платежей, связанных с уплатой лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. В результате выявили признаки того, что такие расходы не включались в структуру таможенной стоимости. Проблема недопоступления в бюджет таких платежей обсуждалась в том числе на одном из пленарных заседаний Совета Федерации в 2021 г. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко тогда очень образно отметила, что любые источники пополнения бюджета очень важны, надо их находить, «выковыривать, как изюм из булки», чтобы они шли в бюджет. «Выковыриванием» этих платежей мы занимались, наверное, полтора года. Это был фактически самостоятельный проект между Минфином, Федеральной таможенной службой и Счетной палатой, когда на площадке Минфина регулярно, раз в два месяца, собирались, анализировали ход проверочных мероприятий, которые были организованы Федеральной таможенной службой, в отношении компаний, по которым Счетной палатой были установлены признаки занижения таможенной стоимости. В итоге по состоянию на октябрь 2022 г. в бюджет было взыскано более 5 млрд рублей, и еще около 1,5 млрд рублей находится в процессе довзыскания. И что самое главное — нам удалось повлиять на модель поведения участников внешнеэкономической деятельности, то есть они стали самостоятельно включать эти платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности в декларации. По итогам 2021 г. поступление таких платежей увеличилось на 11,5 млрд рублей. На наш взгляд, такого результата удалось добиться исключительно благодаря совместной работе.