По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.28

Контракт жизненного цикла: преимущества и риски для ключевых стейкхолдеров

Митяшин Глеб Юрьевич Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, e-mail: gleb.mityashin@yandex.ru

Работа содержит подробное описание преимуществ и рисков контрактов жизненного цикла для ключевых стейкхолдеров (государства, частного партнера и конечных потребителей), а также пути их оптимизации. В качестве способов оптимизации предлагаются совершенствование механизмов отбора частных операторов, повышение интенсивности взаимодействия между государством и оператором КЖЦ, вовлечение конечных потребителей для оценки качества применения контракта.

Литература:

1. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений // Экономика и менеджмент систем управления. — 2016. — Т. 20. — № 2.1. — С. 116–122.

2. Декун А.О. Контракт жизненного цикла как механизм снижения себестоимости содержания парка пассажирских локомотивов // В сборнике: Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте Сборник трудов по результатам III Международной научнопрактической конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией Л.В. Шкуриной. — 2019. — С. 95–98.

3. Егоров Е.С., Минина И.С. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 3. — С. 294–311.

4. Копров В.М. Контракт жизненного цикла как форма реализации закупок для государственных оборонных нужд// Право в вооруженных силах. — 2020. — № 3 (272). — С. 53–59.

5. Котляров И.Д. Алгоритм отбора аутсорсеров по критерию способности обеспечить целевые значения показателей, описывающих передаваемый процесс // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2012. — № 10. — С. 50–54.

6. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. — 2016. — № 3 (1). — С. 53–62.

7. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. — 2013. — № 4. — С. 33–47.

8. Митяшин Г.Ю., Стельмашонок Е.В. Применение концепции совокупной стоимости владения к анализу жизненного цикла спортивного сооружения // Экономика и предпринимательство. — 2020. — № 4. — С. 747–751.

9. Мишланова М.Ю., Матвеева А.С. Рационализация контрактных форм в дорожном строительстве // Транспортное дело России. — 2019. — № 5. — С. 54–57.

10. Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б. Особенности контракта жизненного цикла // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2019. — № 2 (40). — С. 33–41.

11. Постановление 1087 // www. consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155054/ (дата обращения: 01.06.2020).

12. Ракута Н.В. Использование контрактов жизненного цикла при госзакупках. Опыт развитых стран // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 2. — С. 53–78.

13. Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2012. — №3. — С. 99–108.

14. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. — 702 с.

15. Устюжанина Е.В. Использование методов оценки имущества для экономического обоснования цены продукции // Экономика и математические методы. — 2013. — Т. 49. — № 3. — С. 3–15.

16. ФЗ-44 // www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_144624/ (дата обращения: 01.06.2020).

17. Харитонов А.В. Контракт жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2014. — № 37. — С. 70–77.

18. Baines T.S., Lightfoot H.W., Benedettini O., Kay J.M. The servitization of manufacturing: A review of literature and reflection on future challenges // Journal of Manufacturing Technology Management. — 2009. — Volume 20. — Issue 5. — P. 547–567.

19. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.

20. Mirzayeva G.; Turkay O.; Akbulaev N.; Ahmadov F. 2020. The impact of megaevents on urban sustainable development, Entrepreneurship and Sustainability Issues 7(3): 1653–1666 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//doi.org/10.9770/ jesi.2020.7.3

21. Vandermerwe S., Rada J. Servitization of business: Adding value by adding services // European Management Journal. — 1988. — Volume 6. — Issue 4. — P. 314–324.

22. Whittington J. (2012). When to Partner for Public Infrastructure? Transaction Cost Evaluation of Design-Build Delivery // Journal of the American Planning Association. Vol. 78. — No. 3. — P. 269–285.

Механизм контрактов жизненного цикла (КЖЦ) является особой формой государственно-частного партнерства (ГЧП). Он направлен на реализацию долгосрочных и социально-значимых проектов посредством равноправного взаимодействия государства и частного оператора. Суть КЖЦ заключается в том, что государство на платной основе привлекает материально-техническую базу бизнеса для реализации стратегически важных социальных проектов, а частный партнер обеспечивает создание и надлежащее функционирование объекта, являющегося предметом контракта КЖЦ, в течение всего жизненного цикла (откуда и название этой модели сотрудничества) [17].

В силу того, что данная форма взаимодействия активно применяется на практике, она подробно описана в научной литературе. В существующих работах детально рассмотрены вопросы терминологии, общие положения, касающиеся КЖЦ, описан опыт его применения и перспективы для использования в России [6, 10, 12,]. В работах [3, 10] и в нормативных актах [11, 16] проанализировано нормативно-правовое регулирование применения КЖЦ, обозначена сфера его применения, а также некоторые правовые аспекты, требующие более детальной проработки. Исследователями изучена актуальность применения КЖЦ для государства, описаны выгоды, которые оно получает, выполнен сравнительный анализ применения разных форм взаимодействия государства и бизнеса [7, 13]. В работах [2, 4, 9] представлен детальный анализ преимуществ от заключения КЖЦ в разных отраслях: сфера дорожного строительства, содержание подвижного состава, авиастроение и военно-промышленный комплекс [2, 4, 9].

Тем не менее важным пробелом в изучении КЖЦ является то, что он исследовался преимущественно с точки зрения двух ключевых участников: государства и частного бизнеса. Однако КЖЦ, как специфическая разновидность ГЧП, создается в первую очередь в интересах общества. По этой причине необходимо принимать во внимание те выгоды и риски, с которыми связана реализация проектов по модели КЖЦ с точки зрения конечных потребителей.

Для Цитирования:
Митяшин Глеб Юрьевич, Контракт жизненного цикла: преимущества и риски для ключевых стейкхолдеров. Юрисконсульт в строительстве. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала