Например, приобретение спецодежды из тканей-подделок может привести к серьезным последствиям, ведь такие ткани могут оказаться недолговечными, не дышащими, не сохранять своих характеристик после стирок. Такие изделия не могут обеспечить защиту человека от осадков, ветра и низких температур. Контрафакт, как правило, имеет более низкую цену и этим привлекателен для работодателей. Ст. 1515 ГК РФ дает определение, что такое контрафакт: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». В широком смысле этого слова контрафакт — это новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Виды контрафакта: использование чужого логотипа, подделка внешнего вида товара, нарушение авторского права и незаконное использование технических решений.
Эксперты полагают, что на российском рынке около трети всей продукции — контрафакт. В 2017 г. доля незаконно произведенного и незаконно ввезенного на таможенную территорию России составляет примерно 6% в год (860 млрд руб.). По данным Роструда, в 2017 г. было зарегистрировано 12 589 нарушений законодательства по применению (неприменению) СИЗ, выписано 10619 штрафов за необеспечение СИЗ. Наличие контрафактной продукции оставляет легальных производителей СИЗ без заказов, так как зачастую фальшивые модели под их маркой не соответствуют установленным к СИЗ требованиям. Способствует этому также принятая в России система закупок через аукционы, где всегда побеждает контрагент, реализующий товар по наименьшей цене.
Разумеется, что дело не только в недобросовестных поставщиках и производителях контрафактных СИЗ, но в работодателях, сознательно делающих выбор на таких изделиях. В условиях экономического кризиса работодатели стараются всячески снизить затраты. Вторая причина — низкий уровень знаний в области охраны труда руководителей предприятий.
Несмотря на требования трудового законодательства в части обязательного обучения руководителей предприятий охране труда по сорокачасовой программе в лицензируемых учебных заведениях, многие просто покупают документ, удостоверяющий такое обучение и проверку знаний по охране труда. Возможно, если бы к процессу обучения не относились с такой долей формализма, то можно было понять, что традиционное восприятие охраны труда как затратной статьи расходов сегодня неактуально.