Статья поступила 01.04.2025.
Статья одобрена к публикации 25.04.2025.
Еще в прежние века человеческая мысль высказывала серьезные опасения относительно антропогенного влияния на окружающую среду. Однако долгое время господствовала позиция, согласно которой в этом мире все принадлежит человеку, который, как разумное существо, имеет право и возможность подчинять планетарные ресурсы своим потребностям. Антропоцентристский подход выражается у Аристотеля, когда он утверждает, что, так как природа не создает ничего впустую, она создала всех животных для блага человека (см. [2]). Также из античных мыслителей Протагор легитимизировал антропоцентризм, заявив о человеке как о мере всех вещей. И отчасти эта точка зрения была верной, поскольку в прежние времена природа не претерпевала столь сильной антропогенной нагрузки. Но сейчас она больше терпеть не может. Действительно, истинность той или иной позиции носит историческое значение; то, что являлось истиной ранее, теперь следует констатировать как заблуждение. И речь идет не просто о заблуждении, а о заблуждении с максимально высокой ценой.
Экологический дискурс в своем цельном виде возник в сравнительно недавнее время. В соответствии с марксистским тезисом о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, отметим следующее. Именно в последние десятилетия сформировалось общественное бытие в виде алчности и безответственности капитала, которые приводят к значимой нагрузке на природную среду. «Ученые, в подавляющем большинстве, признают, что ископаемые виды топлива необходимо оставить в земле, чтобы у наших внуков были достойные перспективы, — говорит Н. Хомский. — Но институциональные структуры нашего общества давят на то, чтобы попытаться извлечь каждую каплю» [16]. Следовательно, в условиях такого функционирования «институциональных структур» аналитическое внимание весьма своевременно направляется в сторону происходящего, и наука описывает (анти)экологические реалии современной формации. Опираясь на реализующиеся практики, которые оказывают воздействие на экологию, она дает различные прогнозы состоянию среды обитания в будущем. Эти прогнозы отличаются один от другого, но в совокупности они указывают на серьезные экологические риски и даже катастрофы, которые следует ожидать в дальнейшем. Ранее научная мысль указывала на то, что в условиях свободно-рыночного безудержного производства, когда каждый фабрикант производит товары без оглядки на состояние рынка и без учета реальной потребности людей, будут все чаще происходить кризисы перепроизводства. Аналогичным образом сегодня следует постулировать, что в условиях все той же, но только глобальной капиталистической анархии будут учащаться экологические кризисы. Наше время характеризуется кризисом перепроизводства отходов. Если кризисы перепроизводства товаров и услуг происходили периодически и после них возникала стабилизация рынка, в конце концов ведущая к новому кризису, то в экологическом контексте ситуация иная. Происходит «накопительный» процесс, без счастливых откатов назад.