* Сайт автора: http://ilinalexey.ru/.
Статья поступила 09.10.2023.
В условиях общества потребления актуализируется тенденция позиционирования потребителям перед другими людьми посредством вещей. Вещи имеют символическую значимость и являются формой демонстрации социального статуса своего обладателя — как реального, так и мнимого. Посредством элементов инфраструктуры потребления (мода, реклама, брендинг) указывается на символический статус вещи. Потребитель стимулируется приобретать не просто вещи, а именно новые, брендовые вещи, означенные высоким символом. Ценности потребления направляют массовое внимание в сторону вещизма, отвлекают от духовных потребностей, а также вносят значительный вклад в деполитизацию сознания, что выгодно политическим элитам капиталистического общества. Интерес потребителей сужается прежде всего до проблем личного характера. Они далеки от стремлений коллективно защищать свои права, консолидироваться в протестной активности, им не свойственна реализация каких-либо политических проектов.
При капитализме инфраструктура потребления проявляет гибкую способность поглощать и переваривать антипотребительский дискурс так, что он не просто выхолащивается до безопасного состояния, а становится на службу капиталу, превращается в очередной способ максимизации прибыли. Капитализм, впитывая антикапиталистический идеологический контент, находит новые сферы для заработка. Противостоящие культуре потребления и капитализму информационные явления используются капиталом так, что из них нейтрализуются содержательная глубина и революционная направленность. Модный статус приобретает не сама контрпотребительская культура, а ее оболочка. Так, система коммерции активно спекулирует на образах революционеров, ставит на поток продажу одежды и символики молодежных субкультур, таким образом, выхолащивая их оппозиционность, переводя ее в лоно мейнстрима. Протестные символы капитализируются, превращаются в предметы моды и утрачивают подрывной потенциал, делаются оппозиционно-стерильными. Посредством такой абсорбции упрочиваются господство потребительских ценностей в обществе и деполитизация массового сознания, социальная атомизация и тенденция сокращать интересующий людей мир до модных гаджетов и брендовых товаров. С определенной долей подробности эти тенденции были нами описаны в предыдущих статьях [8–10]. В настоящей работе мы продолжим наш анализ и обратимся к обратной стороне вопроса абсорбции, связанной с тем, каким образом коммунистическое движение, в свою очередь, абсорбирует элементы капиталистической культуры.