Современный космодром — это район местности, оборудованный в инженерном и топогеодезическом отношении, с размещенными на нем сооружениями, коммуникациями, системами и средствами, осуществляющими и обеспечивающими прием, хранение, сборку, содержание в установленных готовностях, подготовку, пуск ракет космического назначения.
Перед Роскосмосом стоит задача разработать системный проект универсального стартового комплекса на космодроме «Восточный», с которого можно будет запускать любую из трех версий основной ракеты-носителя «Ангара» — «Ангара-А5» (тяжелый класс), «Ангара-А5П» (пилотируемая) и «Ангара-А5В» (повышенной грузоподъемности).
Для запусков на новом космодроме «Восточный» необходимо проанализировать и проработать проблему транспортировки ракет-носителей как для уже имеющейся инфраструктуры, так и на перспективу.
Доставка грузов до космодрома должна обеспечиваться при следующих условиях:
- температура окружающего воздуха — от –50 до +50 ºС;
- влажность воздуха — до 98 % при температуре окружающего воздуха +20 ºС;
- дождя, снега, тумана, пыли;
- льда на конструкцию;
- солнечной радиации;
- повышенного до 820 мм рт. ст. и пониженного до 146 мм рт. ст. атмосферного давления;
- ветра у поверхности земли — до 25 м/сек.
Механические воздействия на перевозимые грузы при транспортировании соответствуют ОСТ 92 9378–80 и ОСТ 92 8832–89 для железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
Конструкция РКН легкого и среднего классов предусматривает их создание из блоков, имеющих предельные габариты, — диаметр не более 4,1 м и длина не более 30 м, что обеспечивает их транспортирование существующими железнодорожными, автомобильными и авиационными средствами.
Блоки, отсеки РН сверхтяжелого класса и головные обтекатели диаметром более 5,5 м, вследствие своих габаритов потребуют изготовления и сборки непосредственно вблизи стартовых сооружений или их дополнительного членения при транспортировании [1].