Внешние конструктивные формы асинхронных двигателей определяются способом крепления двигателя и формой защиты его от воздействий окружающей среды. Широко распространено нормальное исполнение двигателя на лапах (рис. 1а). В этом случае вал двигателя должен быть расположен горизонтально. Широко применяют фланцевые двигатели (рис. 1б) для горизонтальной и вертикальной установок.
Выпускают также встроенные асинхронные двигатели, не имеющие станины, подшипниковых щитов, вала. Элементы такого двигателя встраивают в корпусные детали станка, причем валом двигателя служит один из валов станка (часто шпиндель), а станиной – корпус узла станка, например шлифовальной бабки.
За рубежом получили распространение двигатели специальной конструктивной формы, в том числе двигатели, имеющие малые радиальные размеры и значительную длину, и дискообразные двигатели, в частности со статором в виде цилиндра и наружным ротором в форме кольца. Применяют также двигатели, при включении которых ротор, имеющий форму конуса, смещается в осевом направлении, развивая значительную силу тяги.
Эту силу используют для освобождения механического тормоза, воздействующего на вал двигателя после отключения двигателя от сети. Кроме того, применяют многочисленные конструкции двигателей с пристроенными редукторами, коробками скоростей и механическими вариаторами, обеспечивающими бесступенчатое регулирование.
Отрицательной стороной применения двигателей специальных конструктивных форм является трудность их замены в случае аварии. Вышедший из строя электродвигатель приходится не заменять, а ремонтировать, причем во время ремонта станок простаивает.
Для привода станков применяют двигатели с различными формами защиты от воздействий окружающей среды.
Защищенные электродвигатели имеют решетки, закрывающие вентиляционные отверстия подшипниковых щитов. Это предотвращает попадание внутрь двигателя посторонних предметов, а также исключает возможность прикосновения рабочего к вращающимся и токоведущим частям.