Открытия конструктивизма, а также концепции ЛЕФа, ВХУТЕМАСа, наработки ГАХНа, новая поэзия Маяковского и обэриутов, эстетика современного города, научные изобретения стали доступны для всех, проникли в каждый книжный киоск, на каждую домашнюю полку и в каждую библиотеку. Новый визуальный и поэтический язык, созданный за 5–7 лет, полностью сформировал новое поколение юных советских граждан.
Эта была «тихая революция», которую совершили Житков, Ильин с Лапшиным, сестры Чичаговы, Лебедев с Маршаком, Зак, Буланов, Дейнека и Ермолаева и множество других известных и совершенно забытых авторов. Большинство этих книг рассказывали об устройстве мира, научных изобретениях и самых повседневных вещах, окружавших ребенка. Именно такие книги и были отобраны для выставки.
Первым на выставке стал раздел «Что из чего». Процесс создания самых простых предметов обихода оказывался увлекательным, сложным и заразительным делом; ритмичность и четкость технологии отражаются синхронно в графике и стихах. В раскрытии секрета изготовления вещей от ботинка до сахара скрывалась основная идеологема эпохи: нерукотворных чудес нет, у всего есть объяснение, а в роли творцов могут быть простые люди, занятые будничным трудом.
Но важно было узнать не только «из чего», но и «как». «Производственная книга» — одно из главных открытий детской литературы 1920-х годов — представлена в разделе «Как это работает». Вслед за манифестами производственного искусства лефовцев книги о новых технологиях и процессах должны были стать для самых маленьких читателей проводниками в новый индустриальный мир. Фабрики и типографии, станки и тракторы, электричество, радио и телефон заняли место сказочных героев, изгнанных со страниц советских детских книг. В этом завораживающем мире человек занимает роль стаффажа, в то время как все внимание приковано к ловкой, умной, точной машине, станку, конвейеру.
Грандиозные стройки первой пятилетки часто приобретали мифологический, романтизированный живой облик как в прозе Платонова, так и в «Симфонии Донбасса» Дзиги Вертова или в тонких, акварельных панорамах промыслов и нефтеперерабатывающих заводов в книжке «Нефть» Ниссона Шифрина.