По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62–83(07)П-17

Конструирование современных устройств защиты электрических машин

Оськин С.В. д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой электрических машин и электропривода, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Копшарь А.А. студент, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Приведены характеристики отдельных компонентов элементной базы. Предлагается методика выбора элементов микропроцессорного устройства защиты электрической машины и функциональная схема современного устройства защиты.

Литература:

1. Оськин С. В., Чепелев А. В., Харченко Д. П. Основные направления разработки и внедрения устройств защиты электродвигателя // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2007. — № 8. — С. 27.

2. Оськин С. В. Надежность технических систем и экологический, экономический ущербы в сельском хозяйстве / С. В. Оськин, Б. Ф. Тарасенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2014. — № 85 (01). — 18 с.

3. Оськин С. В. Методы и средства повышения эксплуатационной эффективности асинхронных нерегулируемых электроприводов // Автореф. дисс. на соиск. уч. степени д-ра техн. наук // Челябинск, 1998. — С. 32.

4. Оськин С. В., Калинин А. Э., Пахомов А. И., Наухацкая Т. Я. Определение экономического эффекта от модернизации электропривода в сельскохозяйственном производстве // Депонированная рукопись № 103.ВС-92 04.09.1992.

5. Оськин С. В., Оськина Г. М. Технико-экономическая оценка эффективности эксплуатации оборудования // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2006. — № 1. — С. 2–3.

6. Оськин С. В. Автоматизированный электропривод // Учеб. для вузов. — Краснодар: КРОН, 2014. — 520 с.

7. Патент РФ №2254656, МПК H02H 708 A. Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов работы / С. В. Оськин, Г. М. Оськина, А. В. Педан // Заяв. № 2004108758/09, рег. 24.03.2004, патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет.

8. Патент РФ № 1277287. Устройство для температурной защиты электродвигателя / Оськин С. В., Данилов В. Н., Тубис Я. Б., Воробьев В. А., Бондарчук П. П.21.12.1984.

9. Патент РФ № 1817184. Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов работы / Оськин С. В., Калинин А. Э., Волощук Н. Н. 02.01.1990.

10. Патент РФ № 1120444. Устройство для температурной защиты электродвигателя / Оськин С. В., Данилов В. Н., Бондарчук П. П., Мухин Ю. Г. 15.10.1982.

11. Патент РФ № 1163409. Устройство для температурной защиты электродвигателя / Оськин С. В., Данилов В. Н., Бондарчук П. П. 25.04.1983.

12. Оськин С. В., Дидыч В. А. Повышение эффективности насосных агрегатов в системах мелиорации и орошения // Механи зация и электрификация сельского хозяйства. — 2011. — № 6. — С. 16.

13. Устройство температурной защиты электродвигателя УТЗЭ / Данилов В. Н., Оськин С. В. Отчет о НИР № 01830079509 от 20.12.1983 (Нальчикский завод полупроводниковых приборов).

14. Разработка, исследование и внедрение устройства защиты электродвигателя от аварийных режимов работы / Данилов В. Н., Оськин С. В. Отчет о НИР № 018400804I9 от 11.12.1984 (Нальчикский завод полупроводниковых приборов).

15. Тесленко И. И., Оськина А. С. Улучшение экологического состояния на фермах КРС // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — Краснодар: КСЭИ, 2010. — № 1 2. — С. 118–121.

16. Тесленко И. И., Паламарчук Е. В., Кошевой В. А. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности в растениеводстве // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — Краснодар: КСЭИ, 2012. — № 1–2. — С. 141–145.

17. Тесленко И. И., Хабаху С. Н., Зосим Е. В. Структурные составляющие процесса безопасности жизнедеятельности // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — Краснодар: КСЭИ, 2012. — № 1–2. — С. 159–162.

18. Тесленко И. И., Хабаху С. Н.,Нормов Д. А. Методика оценки и выбора систем микроклимата животноводческих помещений // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — Краснодар: КСЭИ, 2013. — № 1–2. — С. 77–79.

Эксплуатация электроприводов подтверждает прямую зависимость их надежности от безотказной работы отдельных элементов данной системы и времени восстановления работоспособного состояния, что в конечном итоге оказывает значительное влияние на технологический ущерб производства. Известно, что 80…90 % всех отказов асинхронных машин приходится на изоляцию статорной обмотки, следовательно, целью систем защиты должно служить раннее выявление состояния электроизоляционной системы [14, 15]. К эксплуатационной диагностике могут быть отнесены средства защиты от аварийных и аномальных режимов работы, различные микроконтроллерные системы сбора информации и мониторинга с обработкой полученных данных.

Совершенствование таких устройств связано с улучшением их функционально-защитных характеристик, повышением коэффициента самоконтроля, введением микропроцессорных блоков накопления информации [1–8]. В то же время под влиянием внешних и внутренних факторов в изоляции электрической машины идут интенсивные процессы старения, которые не отслеживаются по доступным эксплуатационным параметрам и требуют специальных методов тестовой диагностики.

На сегодняшний день существует большое многообразие устройств защиты от аварийных режимов работы. Современные устройства отличаются наличием микропроцессорных блоков, расширяющих возможности распознавания причин отключения и дающих возможность максимально использовать перегрузочные способности электродвигателей. Такие блоки должны взять на себя также функции диагностики состояния электрической машины и запоминания режимов работы, с возможностью статистической обработки имеющейся информации.

Микропроцессорный блок должен иметь съемный микрочип, куда будет заноситься накапливающаяся информация в виде «истории болезни» по электрической машине. Даже при выходе из строя электродвигателя и проведении последующего капитального ремонта этот микрочип должен быть с электрической машиной. Поступившая в ремонт машина может быть проанализирована по режиму работы, и облегчается процесс выявления причины выхода из строя. После восстановления в сопровождающую базу данных заносится вид проведенного ремонта, желательно указывать результаты послеремонтных испытаний с вероятной корректировкой максимальной мощности электродвигателя. Вместе с установкой электродвигателя на рабочее место микрочип вкладывается в микропроцессорный блок, который считывает информацию и в зависимости от этого устанавливает предельные пороги срабатывания отдельных каналов защиты от аварийных режимов работы [7, 12].

Для Цитирования:
Оськин С.В., Копшарь А.А., Конструирование современных устройств защиты электрических машин. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: