Охрана труда – это комплексный институт российского права, включающий нормы не только Трудового кодекса РФ, но и иных кодифицированных актов разного типа, устанавливающий требования, касающиеся вопросов сохранения жизни и здоровья субъекта, исполняющего трудовые обязанности в рамках договорных отношений.
Институт «охрана труда» в качестве самостоятельного определения рассматривает категорию «управления охраной труда». Под ней понимается процесс организованного воздействия на объекты управления в целях соблюдения установленных нормативных требований по безопасности.
Определив дефинитивные основы данного термина, обратимся к субъектам и особенностям формирования системы охраны труда внутри образовательной организации.
Фактически и юридически государственное управление охраной труда осуществляется сразу несколькими органами:
— Правительством РФ;
— федеральным органом исполнительной власти, который ответственен за реализацию данной политики (обычно — Минтруд РФ);
— региональные органы власти;
— органы местного самоуправления в пределах переданных им полномочий.
Все они, имея различное представление о форматах воздействия на трудовую сферу, так или иначе преследует одну единственную цель — сокращение травматизма и аварийности, существенное усовершенствование обеспечения безопасности в вопросах охраны труда.
Сфера образования в контексте вопросов, связанных с охраной труда, имеет ряд существенных отличий от других институтов: самое важное — это то, что Министерство просвещения самостоятельно (но в духе, заданном Минтрудом РФ) расшифровало положения, касающиеся регламентации условий и порядка организации охраны труда в вверенных им организациях и подразделениях.
Рассмотрим этот документ.
Письмо Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2019 г. № 12-688 «О направлении положений по СУОТ».
В первых главах данного документа Минпросвещения РФ устанавливает базисные терминологические основы функционирования выстраиваемой системы охраны труда: