По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.3 DOI:10.33920/vne-04-2402-01

Конструирование сетевого управления международными отношениями, включая экономическую сферу (часть 2)

Виктория Вадимовна Перская доктор экономических наук, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, директор Института исследований международных экономических отношений, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, E-mail: Vperskaya@fa.ru, ORCID: 0000-0002-1988-4374
Петр Иванович Толмачев доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, E-mail: pt53@yandex.ru

Во второй части авторы исследуют идеи вопросов сетевой организации мирового сообщества и подчеркивают, что сетевое регулирование международных отношений предполагалось рассматривать в контексте равного участия в сети всех потенциальных акторов: от государства до НКО и НГО, включая ТНК/МНП и ТНБ, а также разнообразные международные (ООН, ОЭСР, МВФ или ВБ и пр.) и общественные организации (различные союзы и религиозные, политические общины, включая крайне радикальной направленности). Наиболее показательно в современных условиях сетевое управление МО и МЭО проявилась на уровне ЕС, где проводимая внешняя и внешнеэкономическая политика не связана ни с национальными интересами стран ЕС, ни с возможностью обеспечения жизненных потребностей граждан стран ЕС. Авторы акцентировали внимание, исследуя сетевизацию международных экономических отношений, на развитие процесса постепенного перехода управления созданием мирового ВВП на основе сегментации и переноса его в компетенцию искусственного интеллекта (ИИ). В качестве контрверсии сетевизации МО и МЭО авторы рассматривают позицию стран, отстаивающих продвижение многополярной конфигурации мирового сообщества, поскольку полицентризм предполагает развитие и укрепление Вестфальской системы, но с учетом современных трендов развития мирового сообщества. Многополярность де-факто отрицает предложенный концепт сетевизации МО.

Литература:

1. Brown, S. (2023). International Development Cooperation and LGBTQ+ Rights in Africa. CIPS. — Available at: https://www.cips-cepi.ca/2023/05/09/international-development-cooperation-and-lgbtq-rights-in-africa/ (accessed: 22.08.2023).

2. Richter, F. (2023). AR & VR Adoption Is Still in Its Infancy. Statista. — Available at: https://www.statista.com/ chart/28467/virtual-and-augmented-reality-adoption-forecast/ (accessed: 22.08.2023).

3. Statista (2021). Prognose zum Umsatz mit Virtual Reality Wеltweit in den Jahren 2021 bis 2026. — Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/318536/umfrage/prognose-zum-umsatz-mit-virtual-reality-weltweit/ (accessed: 22.09.2023).

4. Castells, M. (2000). End of Millennium: The Information Age: Economy, Society and Culture Vol. III. — Wiley-Blackwell, 448 p. — Available at: https://www.amazon.com/End-Millennium-Information-Age-Economy/dp/0631 221395?asin=0631221395&revisionId=&format=4&depth=1 (accessed: 21.11.2023).

5. Castells, M. (2009). Communication Power. — Oxford University Press, 571 p.

6. Castells, M. (2010). The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. 1. — Wiley-Blackwell, 597 p.

7. Ladeur, K-H. (2009). Der Staat der Gesellschaft der Netzwerke. Der Staat, 48:163.

8. Vesting, T. (2018). Staatstheorie — München: C. H. Beck, 204 p.

9. Golia Jr., A., Teubner, G. (2021). Networked statehood: an institutionalised self-contradiction in the process of globalisation? Transnational Legal Theory. Vol. 12, iss. 1, pp. 7–43. doi.org/10.1080/20414005.2021.1927608

10. Slaughter, A-M. (2004). A New World Order. — Princeton University Press, 266 p.

11. Walker, N. (2020). The Sovereignty Surplus. International Journal of Constitutional Law. Vol. 18, iss. 2, pp. 370–428. doi.org/10.1093/icon/moaa051.

12. Johns, F. (2021). The Sovereignty Defi cit: Afterword to the Foreword by Neil Walker. International Journal of Constitutional Law. Vol. 19, iss. 1, pp. 6–12. doi.org/10.1093/icon/moab004.

13. Picciotto, S. (2011). Regulating Global Corporate Capitalism. — Cambridge University Press, 123 p. doi.org/10.1017/CBO9780511792625.

14. Schmidt, R. (2018). Regulatory Integration Across Borders: Public-Private Cooperation in Transnational Regulation. — Cambridge University Press, 238 p. doi.org/10.1017/9781108667692.

15. Kjaer, P. F. (2014). Constitutionalism in the Global Realm: A Sociological Approach. — Routledge, 186 p.

16. Cafaggi, F. (2011). New Foundations of Transnational Private Regulation. Journal of Law and Society. Vol. 38, iss. 1, pp. 20–49. doi.org/10.1111/j.1467-6478.2011.00533.x.

17. Peters, A., Koechlin, L., Förster, T., Zinkernagel, G. F. (2009). Non-State Actors as Standard Setters. — Cambridge University Press, 587 p. doi.org/10.1017/CBO9780511635519.

18. Wilfred-Jenks, C. (1958) The Application of International Labour Conventions by Means of Collective Agreements, pp. 197–224. — Available at: https://www.zaoerv.de/19_1958/19_1958_1_3_a_197_224.pdf (accessed: 10.12.2023).

19. Sassen, S. (2006). Territory-Authority-Rights: From Medieval to Global Assemblages. — Princeton University Press, 493 p.

20. Vesting, T. (2018). Legal Theory and the Media of Law. — Elgar, 656 p.

21. Ricciardi, M. (2013). Dallo Stato moderno allo Stato globale: Storia e trasformazione di un concetto. Scienza e Politica. Vol. 25, no. 48, pp. 75–93. doi.org/10.6092/issn.1825-9618/3891.

22. Castells, M. The Rise of the Network Society, 2nd Edition, with a New Preface. — Wiley-Blackwell, 656 p.

23. Schuppert, G. F. (2014). Verfl ochtene Staatlichkeit: Globalisierung als Governance-Geschichte. — Campus Verlag GmbH, 409 p.

24. Kjaer, P. F. (2011). The Concept of the Political in the Concept of Transnational Constitutionalism: A Sociological Perspective. In: After Globalization — New Patterns of Conflict and their Sociological and Legal Reconstruction, pp. 285–321. — Oslo: Arena Report Series.

25. Giannino, D. (2016). The Virtual State: National Sovereignty and Constitutions Facing Globalization Processes. Panóptica. Vol. 11, no. 1, pp. 19–35.

26. Teubner, G. (2012). Constitutional Fragments: Societal Constitutionalism and Globalization. — Oxford University Press, pp. 15–41.

27. Luhmann, N. (2012). Theory of Society Volume 1. — Stanford University Press, 488 p.

28. Luhmann, N. (2013). Theory of Society Volume 2. — Stanford University Press, 472 p.

29. Tsouvala, N. (2020). Capitalism as Civilisation. A History of International Law. — Cambridge University Press, 268 p. doi.org/10.1017/9781108684415.

30. Esposito, R. (2021). Istituzione. — Brossura, pp. 168. ISBN: 978-88-15-29154-7.

31. Klyman, K. (2023). The EU Joins Washington’s Campaign to Contain China. Just Security. — Available at: https://www.justsecurity.org/86185/the-eu-joins-washingtons-campaign-to-contain-china/ (accessed: 14.11.2023).

32. EY (2023). European Attractiveness Survey: Foreign direct investment in Europe stalls amidst economic uncertainty, France remains top destination for investors. — Available at: https://www.ey.com/en_ro/. news/2023/05/foreign-direct-investment-in-europe-stalls-amidst-economic-uncertainty (accessed: 19.11.2023).

33. Worldbank (2023). Weak Growth and a Cost-of-Living Crisis in Emerging Europe and Central Asia Region. — Available at: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2023/04/06/weak-growth-and-a-cost-of-living-crisis-in-emerging-europe-and-central-asia-region (accessed: 22.08.2023).

34. Ritter, C. (2023) Understanding cosmopolitanism: a morphological approach. Journal of Political Ideologies. https://doi.org/10.1080/13569317.2023.2275040.

Дата поступления рукописи в редакцию: 29.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 24.12.2023.

В первой части статьи рассматривается трехуровневая модель мировой экономики, где все уровни опосредуются международными связями на основе выстраивания глобальных цепочек создания стоимости (вертикальной кооперации), это позволяет адептам сетевизации в сфере международных отношений и экономических связей предположить, что динамика мирового развития заключается именно в развитии исключительно сетевого взаимодействия между всеми акторами международных отношений. Это обеспечит поступательность демократии и равноправное участие всех участников международных процессов.

Сетевизация МО и МЭО стала рассматриваться в контексте упразднения роли собственно государства и его роли в регулировании национальной экономики и реализации национальных интересов, при утверждении, что идет ускоренный процесс выхода на политико-хозяйственную сферу разнообразных акторов — международных организаций, ТНК/МНП и ТНБ, отдельных малых и средних компаний, их негосударственных объединений, неправительственных и негосударственных организаций, общественных союзов и консорциумов (вплоть до индивидуальных предпринимателей), которые должны использовать рекомендуемый набор инструментов для реализации возложенных на них функций, подменяя роль института государства (см. рисунок).

Сетевизация предполагает, что в узлах сети располагаются равноправные и равновеликие по значимости акторы мирового сообщества, где наравне с институтом государства выступают наднациональные и межгосударственные международные организации (при этом сторонники сетевой модели отношений усиленно доказывают, что межгосударственные организации постепенно будут или упраздняться, или перерастать в наднациональные, а разрабатываемые ими документы и рекомендации будут являться обязательными для исполнения во всех странах мира), НКО (некоммерческие организации) и разнообразные НГО (негосударственные организации), отстаивающие глобальные ценности, которые по факту представляют собой ценности западной цивилизации (так называемые демократические ценности). Однако, как свидетельствует практика, попытка международных организаций продвигать ценности «ЛГБТ+» в африканских странах воспринимается крайне негативно как на законодательном уровне, так и собственно социумом этих стран [1].

Для Цитирования:
Виктория Вадимовна Перская, Петр Иванович Толмачев, Конструирование сетевого управления международными отношениями, включая экономическую сферу (часть 2). Международная экономика. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: