По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.3 DOI:10.33920/vne-04-2401-01

Конструирование сетевого управления международными отношениями, включая экономическую сферу (часть 1)

Виктория Вадимовна Перская доктор экономических наук, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, директор Института исследований международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, E-mail: Vperskaya@fa.ru, ORCID: 0000-00021988-4374
Петр Иванович Толмачев доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, E-mail: pt53@yandex.ru

Учитывая важность и широкий охват проблемы сетевой организации международных отношений, в том числе в области экономики, включая уровень принятия и реализации правительственных решений, статья разделена на три части. В первой проведен обзор литературы, посвященный рассматриваемой теме исследования; вступление отражает реальную ситуацию в мировом сообществе и мировой экономике, на фоне которой получили развитие идеи сетевой организации на линии компаний и корпораций и выход на уровень фактически межгосударственного взаимодействия, тем самым его трансформируя. Идеи сетевой системы управления международными отношениями базируется на обосновании демонтажа Вестфальской системы, которая, как полагают адепты идей сетевизации, теряет свою значимость для глобального мирового сообщества, поскольку получает распространение позитивная уступка национального суверенитета в пользу глобальных институтов. Это и рассматривается как движение по пути прогресса и демократии. В экономической сфере теоретически обоснована целесообразность развития сетевой конструкции рекомендациями Вашингтонского консенсуса (1992 г.), постулирующими де-факто утрату государством как институтом своих базовых функций для обеспечения безопасной и процветающей жизнедеятельности граждан. Как результат прогресса процесса глобализации в рамках мирового сообщества мировая экономика трансформировалась и приобрела форму трехуровневой пирамиды, что фактически способствует развитию сетевых отношений между акторами международной экономики. Во второй части авторы исследуют идеи собственно вопросов сетевой организации мирового сообщества и подчеркивают, что сетевое регулирование международных отношений предполагалось рассматривать в контексте равного участия в сети всех потенциальных акторов: от государства до НКО и НГО, включая ТНК/МНП и ТНБ, а также разнообразные международные (ООН, ОЭСР, МВФ или ВБ и пр.) и общественные организации (различные союзы и религиозные, политические общины, включая крайне радикальной направленности). Наиболее показательно в современных условиях сетевое управление МО и МЭО проявилась на уровне ЕС, где проводимая внешняя и внешнеэкономическая политика не связана ни с национальными интересами стран ЕС, ни с возможностью обеспечения жизненных потребностей граждан стран ЕС. Авторы акцентировали внимание, исследуя сетевизацию международных экономических отношений, на развитии процесса постепенного перехода управлением создания мирового ВВП на основе аугментации и переноса его в компетенцию искусственного интеллекта (ИИ). В качестве контрверсии сетевизации МО и МЭО авторы рассматривают позицию стран, отстаивающих продвижение многополярной конфигурации мирового сообщества, поскольку полицентризм предполагает развитие и укрепление Вестфальской системы, но с учетом современных трендов развития мирового сообщества. Многополярность де-факто отрицает предложенный концепт сетевизации МО. В третьей части статьи рассматривается процесс цифровизации управления созданием ВВП на основе развития ИИ, который, в свою очередь, является вспомогательным инструментом, способствующим росту эффективности воспроизводственного процесса. Абсолютизация роли ИИ в создании мирового ВВП является конъюнктурным фактором, ценности которого придается преувеличенное значение. ИИ — это продукт программного обеспечения, и его потенциал определяется заложенными человеком целями и задачами. При этом безусловно положительным аспектом является желание на межгосударственном уровне достичь договоренностей об ограничительных параметрах разработки и функционирования ИИ, недопущении кибератак и взломов национальных сетей и пр. В заключение сделаны соответствующие выводы.

Литература:

1. A Year on, the G7 Is Failing African Countries on Its Covid-19 Vaccine Promises // Tony Blair Institute for Global Change. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.institute.global/insights/public-services/year-g7-failing-african-countries-its-covid-19-vaccine-promises (дата обращения: 11.09.2023).

2. Пыжиков, Н., Гущин, Е. Инициатива «Один пояс, один путь»: промежуточные итоги и вызовы во время пандемии // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65. — № 3. — С. 42–51. doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-3-42-51.

3. Lee Dong Gyu. The Belt and Road Initiative after COVID: The Rise of Health and Digital Silk Roads // The Asan Institute for Policy Studies [Электронный ресурс]. — URL: https://www.jstor.org/stable/resrep29688 (дата обращения: 20.11.2023).

4. India’s support to poor during Covid-19 remarkable, says WB President PTI // The Times of India [Электронный ресурс]. — URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/indias-support-to-poor-during-covid-19-remarkable-says-wb-president/articleshow/94656313.cms (дата обращения: 18.11.2023).

5. Press Information Bureau, Government of India, Ministry of Consumer Af-fairs, Food & Public Distribution [Электронный ресурс]. — URL: https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1837078 (дата обращения: 20.11.2023).

6. Perskaya, V. Polycentrism in International Relations and Globalization Processes // Capitalism — Theories and Empirics in a New Dawn. doi.org/10.5772/intechopen.109799.

7. Глава ВЭФ заявил, что ковид следует рассматривать как долгосрочный вызов для человечества // ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/13273357 (дата обращения: 11.10.2023).

8. Digital diplomacy // DiploFoundation [Электронный ресурс]. — URL: https://www.diplomacy.edu/topics/ digital-diplomacy/ (дата обращения: 11.11.2023).

9. Lascurettes Kyle, M., Pozansky, M. International Order in Theory and Practice // Oxford Re-search Encyclopedia of International Studies. — 2021. — С. 1–28 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/51400704/International_Order_in_Theory_and_Practice-pdf (дата обращения: 12.11.2023).

10. Allan, Bentley B. Scientifi c Cosmology and International Orders. — Cambridge: Cambridge University Press, 2018. doi.org/10.1017/9781108241540.

11. Ikenberry, G. John. Liberal Order & Imperial Ambition. — Cambridge: Polity, 2006.

12. Ikenberry, G. John. The End of Liberal International Order? // International Affairs. — 2018. — № 94 (1). — С. 7–23.

13. Schweller, Randall L. The Balance of Power in World Politics. — Politics: Oxford Research Encylopedias, 2016. — С. 1–22.

14. Richard, Adamiak. The "Withering Away" of the State: A Reconsideration // The Journal of Politics. — 1970. — Т. 32. — № 1. — С. 3–18.

15. Nathan, Gardels. The Withering Away of the State. Americans are complicit in their own de-mise // Noema Magazine [Электронный ресурс]. — URL: https://www.noemamag.com/the-withering-away-of-the-state/ (дата обращения: 12.11.2023).

16. Rana, Dasgupta. The demise of the nation state // The Guardian [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.theguardian.com/news/2018/apr/05/demise-of-the-nation-state-rana-dasgupta (дата обращения: 10.11.2023).

17. Zachary, De Jong. The Withering away of which State? // Identities: Journal for Politics, Gender and Culture. — 2022. — Т. 19. — № 1-2. — С. 48–56. doi.org/10.51151/identities.v19i1-2.504.

18. Owen, Jones. Politicians are right about the ‘decline of the west’ — but so wrong about the causes // The Guardian [Электронный ресурс]. — URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2023/apr/05/decline-of-the-west-causes-moral-decay-living-standards (дата обращения: 16.11.2023).

19. Перская, В., Эскиндаров, М. Полицентризм. — М.: Курс, 2023. — 288 с. ISBN: 978-5-907535-31-2.

20. Перская, В., Эскиндаров, М. Вхождение в многополярность. Очерки переходного этапа. — М.: Курс, 2019. — 304 с. ISBN: 978-5-907228-05-5.

21. Перская, В., Эскиндаров, М. Неизбежность изменений в условиях полицентризма. (Призрачность биполярности и реформа неспециализированных международных организаций — ООН и ШОС.) — М.: Курс, 2020. — 392 с. ISBN: 978-5-907352-44-9.

22. Acharya, A., Buzan, B. The Making of Global International Relations: Rethinking the Social Sciences. — Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

23. Tang, Shiping. Order: A Conceptual Analysis // Chinese Political Science Review. — 2016. — № 1 (1). — C. 30–46.

24. McKeil, A. Order without Victory: International Order Theory Before and After Liberal He-gemony // International Studies Quarterly. — 2023. — Т. 67. — Вып. 1. doi.org/10.1093/isq/sqad002.

25. Ананьин, О., Хаиткулов, Р., Шестаков, Д. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 12. — C. 15–27. doi.org/10.20542/0131-2227-2010-12-15-27.

26. Debt-Service Payments Put Biggest Squeeze on Poor Countries Since 2000 // World Bank [Электронный ресурс]. — URL: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/12/06/debt-service-payments-put-biggest-squeeze-on-poor-countries-since-2000 (дата обращения: 22.02.2023).

27. Lost decade looms for debt-ridden developing countries // UNCTAD [Электронный ресурс]. — URL: https://news.un.org/en/story/2023/04/1135552 (дата обращения: 22.03.2023).

28. Human Development Report 2021-22 // Human Development Reports [Электронный ресурс]. — URL: https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2021-22 (дата обращения: 22.10.2023).

29. Economic Freedom. Index 2022 // Heritage [Электронный ресурс]. — URL: https://www.heritage.org/ index/visualize (дата обращения: 18.12.2022).

30. Guidelines for multinational enterprises // OECD [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/ corporate/mne/ (дата обращения: 11.02.2023).

31. eCommerce Shop Software Market Will be Worth US$8.7 bn by 2026 // ECDB [Электронный ресурс]. — URL: https://ecommercedb.com/insights/ecommerce-shop-software-market-will-be-worth-us-8-7-bn-by-2026/4481 (дата обращения: 11.11.2023).

32. World’s Most Admired Companies List by Fortune Includes 3 Companies with Significant eCommerce Activities // ECDB [Электронный ресурс]. — URL: https://ecommercedb.com/insights/worlds-most-admired-companies-list-by-fortune-includes-3-companies-with-significant-ecommerce-activities/4453 (дата обращения: 02.06.2023).

33. Реестр иностранных агентов 01-12-2022 // Минюст России [Электронный ресурс]. — URL: https:// minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-01-12-2022.pdf (дата обращения: 22.07.2023).

34. Emilie M. Hafner-Burton, Miles Kahler, Alexander H. Montgomery. Network Analysis for International Relations // International Organization. — 2009. — Т. 63. — Вып. 3. — С. 559–592. doi.org/10.1017/. S0020818309090195.

1. Tony Blair Institute for Global Change (2022). A Year on, the G7 Is Failing African Countries on Its COVID-19 Vaccine Promises. — Available at: https://www.institute.global/insights/public-services/year-g7-failing-african-countries-its-covid-19-vaccine-promises (accessed: 11.09.2023).

2. Pyzhikov, N., Gushchin, E. (2021). Initsiativa "Odin poias, odin put": promezhutochnye itogi i vyzovy vo vremia pandemii [Belt and Road Initiative: Interim Results and Challenges During Pan-demic]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Eсonomy and International Relations]. Vol. 65, no. 3, pp. 42–51. doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-3-42-51 (In Russian.)

3. Lee Dong Gyu (2021). The Belt and Road Initiative after COVID: The Rise of Health and Digital Silk Roads. The Asan Institute for Policy Studies. — Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep29688 (accessed: 20.11.2023).

4. The Times of India (2022). India’s support to poor during COVID-19 remarkable, says WB Pres-ident PTI. — Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/india/indias-support-to-poor-during-covid-19-remarkable-says-wb-president/articleshow/94656313.cms (accessed: 18.11.2023).

5. Press Information Bureau, Government of India, Ministry of Consumer Af-fairs, Food & Public Distribution. — Available at: https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1837078 (accessed: 20.11.2023).

6. Victoria Perskaya (2023). Polycentrism in International Relations and Globalization Processes. Capitalism — Theories and Empirics in a New Dawn. doi.org/10.5772/intechopen.109799.

7. TASS (2021). The head of the WEF stated that covid should be considered as a long-term chal-lenge for humanity. — Available at: https://tass.ru/obschestvo/13273357 (accessed: 11.10.2023). (In Russian.)

8. DiploFoundation (2023). Digital diplomacy. — Available at: https://www.diplomacy.edu/topics/digital-diplomacy/ (accessed: 11.11.2023).

9. Lascurettes Kyle, M., Pozansky, M. (2021). International Order in Theory and Practice. Oxford Research Encyclopedia of International Studies. Pp. 1–28. — Available at: https://www.academia.edu/51400704/ International_Order_in_Theory_and_Practice-pdf (accessed: 12.11.2023).

10. Allan, Bentley B. (2018). Scientific Cosmology and International Orders. Cambridge: Cambridge University Press. doi.org/10.1017/9781108241540.

11. Ikenberry, G. John. (2006). Liberal Order & Imperial Ambition. Cambridge: Polity.

12. Ikenberry, G. John. (2018). The End of Liberal International Order? International Affairs. 94 (1), pp. 7–23.

13. Schweller, Randall L. (2016). The Balance of Power in World Politics. Politics: Oxford Research Encylopedias. Pp. 1–22.

14. Richard, Adamiak. (1970). The "Withering Away" of the State: A Reconsideration. The Journal of Politics. Vol. 32, no. 1, pp. 3-18.

15. Nathan, Gardels. (2020). The Withering Away of the State. Americans are complicit in their own demise. Noema Magazine. — Available at: https://www.noemamag.com/the-withering-away-of-the-state/ (accessed: 12.11.2023).

16. Rana, Dasgupta (2018). The demise of the nation state. The Guardian. — Available at: https://www.theguardian.com/news/2018/apr/05/demise-of-the-nation-state-rana-dasgupta (ac-cessed: 10.11.2023).

17. Zachary, De Jong (2022). The Withering away of which State? Identities: Journal for Politics, Gender and Culture. Vol. 19, no. 1-2, pp. 48–56. doi.org/10.51151/identities.v19i1-2.504.

18. Owen, Jones (2023). Politicians are right about the ‘decline of the west’ — but so wrong about the causes. The Guardian. — Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/2023/apr/05/decline-of-the-west-causes-moral-decay-living-standards (accessed: 16.11.2023).

19. Perskaya, V., Eskindarov, M. (2023). Polycentrism. Moscow: Publishing House Kurs, 288 p. ISBN: 978-5907535-31-2. (In Russian.)

20. Perskaya, V., Eskindarov, M. (2019). Entering into multipolarity. Essays on the transition stage. Moscow: Publishing House Kurs, 304 p. ISBN: 978-5-907228-05-5. (In Russian.)

21. Perskaya, V., Eskindarov, M. (2020). The inevitability of changes in the conditions of polycentrism. The illusory nature of bipolarity and the reform of non-specialized international organizations — the UN and the SCO. Moscow: Publishing House Kurs, 392 p. ISBN: 978-5-907352-44-9. (In Russian.)

22. Acharya, A., Buzan, B. (2019). The Making of Global International Relations: Rethinking the Social Sciences. Cambridge: Cambridge University Press.

23. Tang, Shiping (2016). Order: A Conceptual Analysis. Chinese Political Science Review. 1 (1), pp. 30–46.

24. McKeil, A. (2023). Order without Victory: International Order Theory Before and After Liberal Hegemony. International Studies Quarterly. Vol. 67, iss. 1. doi.org/10.1093/isq/sqad002.

25. Anan’in, O., Khaitkulov, R., Shestakov, D. (2010). Vashingtonskii konsensus: peizazh posle bitv [Washington Consensus: Landscape after Battles]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Eсonomy and International Relations]. No. 12, pp. 15–27. doi.org/10.20542/0131-2227-2010-12-15-27 (In Russian.).

26. World Bank (2022). Debt-Service Payments Put Biggest Squeeze on Poor Countries Since 2000. — Available at: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/12/06/debt-service-payments-put-biggest-squeeze-on-poor-countries-since-2000 (accessed: 22.02.2023).

27. UNCTAD (2023). Lost decade looms for debt-ridden developing countries. — Available at: https://news. un.org/en/story/2023/04/1135552 (accessed: 22.03.2023).

28. Human Development Reports (2022). Human Development Report 2021-22. — Available at: https://hdr. undp.org/content/human-development-report-2021-22 (accessed: 22.10.2023).

29. Heritage (2023). Economic Freedom. Index 2022. — Available at: https://www.heritage.org/index/visualize (accessed: 18.12.2022).

30. OECD (2015). Guidelines for multinational enterprises. — Available at: https://www.oecd.org/corporate/ mne/ (accessed: 11.02.2023).

31. ECDB (2023). eCommerce Shop Software Market Will be Worth US$8.7 bn by 2026. — Available at: https://ecommercedb.com/insights/ecommerce-shop-software-market-will-be-worth-us-8-7-bn-by-2026/4481 (accessed: 11.11.2023).

32. ECDB (2023). World’s Most Admired Companies List by Fortune Includes 3 Companies with Signifi cant eCommerce Activities. — Available at: https://ecommercedb.com/insights/worlds-most-admired-companies-list-by-fortune-includes-3-companies-with-significant-ecommerce-activities/4453 (accessed: 02.06.2023).

33. The Ministry of Justice of Russia (2022). Register of Foreign Agents 01-12-2022. — Available at: https:// minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-01-12-2022.pdf (accessed: 22.07.2023). (In Russian.)

34. Emilie M. Hafner-Burton, Miles Kahler, Alexander H. Montgomery (2009). Network Analysis for International Relations. International Organization. Vol. 63, iss. 3, pp. 559–592. doi.org/10.1017/ S0020818309090195.

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 19.12.2023.

ЧАСТЬ 1. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ. ВВЕДЕНИЕ

Достигнутые договоренности в рамках Вашингтонского консенсуса (1992 г.) придали импульс развитию глобализационных процессов в мировой экономике. Международные экономические отношения стали выстраиваться в контексте неолиберальных подходов, что, по мнению сторонников неолиберализма, должно было способствовать обеспечению более высокой хозяйственной динамики стран мира и выравниванию уровней развития территорий и регионов, повышению жизненного уровня населения подавляющего большинства стран мирового сообщества, в том числе бедных и беднейших, а также формированию реальных условий и гарантий безопасности для всех стран мира в условиях повышения хозяйственной взаимозависимости между континентами, регионами и народами.

По факту эти положительные результаты должны были реализоваться в виде формирования мирового хозяйства как единого взаимосвязанного системными связями экономического организма, а собственно международные и международные экономические отношения должны были быть преобразованы в сетевую конструкцию, которая позволит более эффективно управлять мировым сообществом в условиях развития цифровой инфраструктуры.

На наш взгляд, в рамках Вашингтонского консенсуса наиболее радикальным последствием для мирового сообщества в целом и мировой экономики был тезис об упразднении регулирующей роли государства как института управления на территории, обозначенной демаркационными линиями, признанными в мире.

Фактически был осуществлен натиск на вековую конструкцию мирового сообщества на основе Вестфальской системы, которая являла собой «скелет» мирового сообщества на протяжении веков. Одновременно мировому сообществу было предложено внедрить сетевое управление мировым развитием, в том числе в сфере как политики, так и экономики, как новое эффективное управление, позволяющее абсолютизировать личностные потребности и представления, поставив над общечеловеческими и национальными интересами.

Пандемия COVID-19, нанеся большой ущерб национальным хозяйствам в мире и унеся миллионы жизней (по данным ВОЗ, с 2019 г. 6,9 млн человек1), одновременно выступила в качестве маркера функционирования института государства для народов стран мира, так как жизнеобеспечение социумов реализуется национальными государствами как институтами управления и обеспечения национальной безопасности. Страх перед пандемией привел к тому, что правительственные круги развитых стран, будучи монопольными производителями вакцин, поставили национальные интересы выше потребностей стран и народов других стран, игнорируя свои предыдущие обещания развивающимся странам [1]. Международные организации и разнообразные негосударственные некоммерческие объединения, широко тиражируемые развитыми странами в развивающихся экономиках, также оказались неспособными исполнять функции, традиционно реализуемые государствами как институтами управления. И лишь Китай, Индия [2–5] и Россия, относимые неолиберальными кругами к странам с недемократической системой ценностей, не утратив дееспособности государственных институтов, в условиях пандемии оказывали посильную помощь в ликвидации угроз пандемии развитым и развивающимся странам.

Анализ результатов тридцатилетнего построения единого мирового хозяйства на основе развития глобализационных процессов [6] и вызовы пандемии COVID-19 показали, что попытка разрушения Вестфальской системы и формирование сетевой конструкции международных экономических отношений не отвечают коренной задаче развития мирового сообщества — улучшению благосостояния народов мира и постепенному выравниванию уровней развития регионов и территорий.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современных условиях и постепенное включение искусственного интеллекта (ИИ) в реальность выступили новым импульсом трансформирования системы МО и МЭО и стали рассматриваться в качестве доминирующего аргумента необходимости трансформирования системы регулирования МО и МЭО. Основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума (ВЭФ) К. Шваб указывал, что пандемия COVID-19 безвозвратно изменила мир, многие виды экономической и социальной деятельности переместились в онлайн [7]. Поскольку только 53 % населения мира имеют доступ к интернету, то коллективные усилия должны быть нацелены на радикальное ускорение развития повсеместно сетей интернета, на повышение объемов инвестирования в цифровые технологии, используя и инновационные модели финансирования, в процесс формирования у человечества целостного понимания цифровой инфраструктуры и возможностей подключения к ней, а также развивая государственно-частное партнерство и повышая корпоративную ответственность за цифровое будущее. Сокращение мирового цифрового неравенства при ликвидации гендерного разрыва станет пространством, которое расширит возможности людей [8], отвлекая по факту от вызовов реального мирового сообщества.

Целью настоящей работы является анализ концепции сетевизации МО и МЭО и выявление реальных последствий для развития мирового сообщества сетевого управления международным взаимодействием.

Обзор литературы

Вопросы формирования постлиберального мирового порядка, системы управления международными отношениями являются наиболее обсуждаемыми в современных условиях. Дебаты о «либеральном» международном порядке имеют значение и для практики, и для теории развития международных и международных экономических отношений. Теоретические исследования в сфере формирования нового международного порядка несколько шире, чем собственно теория МО и МЭО (Lascurettes and Poznansky, 2021 [9]). Современные теоретические подходы также изменили конфигурацию того, что может означать порядок в мире, и породили научные теории о том, как порядок может быть преднамеренно изменен и управляем (Allan, 2018 [10]). После завершения холодной войны и фактического распада сложившегося после Второй мировой войны порядка теоретические исследования стали фокусироваться на устойчивости «либерального» международного порядка, его развитии и трансформировании системы управления МО и МЭО. В частности, G. Ikenberry (2006, 2018) [11; 12] подчеркивал, что могущественные государства должны формировать международный порядок не исходя из своих потребностей, а ориентируясь на целесообразность взаимодействия и развития экономических связей с другими странами (Ikenberry, 2006) [11]. При этом он подчеркивал, что США должны проявлять сдержанность в своих действиях по созданию стратегического порядка, и сформированная в виде монопольного доминирования США система выходит за пределы концепции обеспечения баланса сил (Ikenberry, 2018) [12]. Его точку зрения поддерживает Schweller (2016) [13], отмечая, что баланс сил — это спонтанный тип механизма порядка, посредством которого государства обеспечивают безопасность, балансируя независимо друг от друга. Следует подчеркнуть, что оба исследователи полагают, что государство как институт управления в обществе не отмирает. Снижение роли государства рассматривается в контексте марксистской теории, утверждающей, что именно государство является институтом угнетения социумов (Adamiak R., 1970 [14]; Gardels N., 2020 [15]; Dasgupta R., 2018 [16]). Вместе с тем западные авторы избегают анализа последствий реализации Вашингтонского консенсуса, хотя отмирание функций государства в современных условиях связывают с увяданием стандартов жизни, безопасности и благополучия (Zachary De Jong, 2022 [17]; Ow. Jones, 2023 [18]). В российском сегменте научных исследований вопросу трансформирования роли государства в условиях развития экономической глобализации, перехода мирового сообщества к многополярной конфигурации и попыток сетевизации международных отношений, включая экономику, посвящены работы Перской В. и Эскиндарова М. (2019, 2020, 2023 [19–21]). Для понимания реалий формирующегося постзападного мирового порядка (Acharya and Buzan, 2019 [22]) вносится предположение, что произойдет упадок возглавляемого США «либерального» порядка, и интеллектуальная гегемония Запада и Америки над теорией международного порядка в МО и МЭО также со временем сойдет на нет. В этих дебатах о будущем международного порядка, концепций международного устройства дискуссия сместилась в описательный, структурный смысл (Tang, 2016 [23]), но при этом авторы в большей степени уповают на то, что нынешний кризис МО и МЭО будет разрешаться практикой (McKeil А., 2023, [23]).

ДИСКУССИЯ: СЕТЕВИЗАЦИЯ МО И МЭО НА БАЗЕ РАЗРУШЕНИЯ ВЕСТФАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ

Формирование мирового сообщества в виде единого взаимосвязанного организма в теоретико-практической части определялось принципами Вашингтонского консенсуса 1992 г. Кратко они сводятся к:

- поддержанию фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета);

- приоритетности здравоохранения, образования и инфраструктуры экономики среди государственных расходов. Субсидии предприятиям должны быть сведены к минимуму;

- снижению предельных налоговых ставок, расширению сферы налогооблагаемых субъектов;

- либерализации финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но все же положительном уровне;

- свободному обменному курсу национальной валюты;

- либерализации внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин);

- снижению ограничений для прямых иностранных инвестиций;

- приватизации государственных предприятий и госсобственности;

- дерегулированию: устранению препятствий входа на рынок или выхода из него, не затрагивая иных аспектов — ограничений из соображений безопасности, охраны окружающей среды, защиты потребителей, надзора за финансовыми институтами и пр.;

- защите прав собственности» [25].

Указанные положения сами по себе достаточно прогрессивны для развития национальных экономик, но позитивный эффект от них был по меркам мирового развития краткосрочным, поскольку минимальный дефицит для всех стран, в том числе развитых, оказалось достаточно сложно обеспечить.

Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в развивающихся странах стала падать, а в силу встраивания их в глобальные цепочки стоимости стала закрепляться моноспециализация, которая исключила диверсификацию деятельности. Рост числа рабочих мест сначала вырос, но впоследствии обусловил миграцию в развитые станы. Развивающиеся страны попали еще в более глубокую долговую зависимость от развитых стран и международных организаций.

Так, по данным Международной ассоциации развития (МАР) Всемирного банка, на конец 2021 г. внешний долг бедных и беднейших стран составил 9 трлн долл., что более чем в два раза превышает сумму десятилетней давности. Повышение процентных ставок и замедление глобального роста рискуют спровоцировать долговой кризис большого числа стран. Около 60 % беднейших стран уже подвержены высокому риску долгового кризиса. На конец 2021 г. платежи в счет обслуживания долга стран, отвечающих критериям МАР, по долгосрочному государственному и гарантированному государством внешнему долгу составили 46,2 млрд долл США, что эквивалентно 10,3 % их экспорта товаров и услуг и 1,8 % валового национального дохода (ВНД). Эти проценты значительно выросли по сравнению с 2010 г., когда они составляли соответственно 3,2 и 0,7 % [26]. Согласно данным ЮНКТАД, высокие процентные ставки в сочетании с растущим уровнем долга усугубят «сокрушающий» эффект для развивающихся стран, и в ближайшие годы увеличат нагрузку на 800 млрд долл., поскольку расходы на обслуживание долга растут за счет инвестиций и государственных расходов. В 2022 г. стоимость заимствований, измеряемая через доходность суверенных облигаций, увеличилась с 5,3 до 8,5 % для 68 развивающихся рынков. Фактически это прогнозируемый упущенный доход в размере 800 млрд долл. и де-факто рост долгового бремени, что напрямую отражается на уровне жизни в мире. ЮНКТАД акцентирует внимание на том, что все это «еще больше усугубит кризис стоимости жизни, с которым в настоящее время сталкиваются граждане во всем мире, и усилит проблему неравенства» [27].

Для развитых стран со всей очевидностью обозначилась деиндустриализация национальных экономик (см. таблицу), формирования поясов «умирающих городских агломератов» в прошлом индустриальных центров, роста занятости в секторе услуг, обусловливая необходимость получения высшего образования у все более широких масс населения. При этом процесс депопуляции в развитых странах при успешности построения общества потребления и распространения идеологии эгоцентризма, космополитизма и атеизма привел к морально-этической и духовной деградации социумов развитых стран и подмене понятий смыслов человеческого бытия.

Источник: рассчитано авторами для 2021 г., по данным Gross Domestic Product (Third Estimate), Corporate Profits (Revised Estimate) and GDP by Industry, First Quarter 2022, June 29, 2022, BEA 22–28 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bea.gov/news/2022/gross-domestic-product-third-estimate-gdp-industry-and-corporate-profits-revised-first Source: Structure of US GDP by sectors of the economy in 1975–2010—Доступно на: http://www.hyno.ru/tom3/1089.html.

При этом роль государственного регулирования стала резко снижаться, усугубляя проблемы бедности, диспропорциональности развития страт общества и территорий. Бедность «работающих» в развивающихся странах и частично в развитых странах стала необъемлемой частью социально-политической жизни. А пандемия COVID-19 усугубила создавшиеся в мировой экономике проблемы, в связи с чем в Отчете о человеческом развитии за 2021–2022 гг. «Неопределенные времена, неустроенная жизнь: формирование нашего будущего в меняющемся мире» впервые опубликовано, что глобальный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [28] два года подряд стал падать в 9 из 10 стран. Это падение превышает снижение после мирового финансового кризиса или в любое время с момента первого опубликования ИЧР.

О поступательности развития экономической глобализации в мировой экономике говорит показатель экономической свободы, ежегодно рассчитываемый Фондом наследия (The Heritage Foundation, США), по 12 основным показателям развития национальных хозяйств.

Так, по данным указанного фонда, уровень экономической свободы в мире в 1995 г. был равен 57,6 %, в 2007 г. — 60,1; 2009 г. — 59; 2011 г. — 59,7; 2014 г. — 60,3; 2015 г. — 60,4; 2016 г. — 60,7; 2017 г. — 60,9 и 2018 г. — 61,1; 2021 г. — 61,1; 2022 г. — 60,0; 2023 г. — 59,3 [29].

Фактически выстраивалась система трехуровневого мирового хозяйства, где за каждым сектором закреплялся определенный уровень специализации и функционала (см. рисунок).

Схема формирования мировой экономики в условиях монополярности. Источник: разработано авторами.

Именно такая конфигурация мировой экономики должна была стать платформой для поступательного развития, обеспечивая динамичные темпы развития на долгие годы. Предполагалось также, что развитие экономической глобализации, где движущими силами выступали по факту ТНК (или МНП) [30], в том числе руководствующиеся разработанными стандартизированными критериями глобального характера по всем цепочкам поставок полезных ископаемых, повысит взаимозависимость между хозяйствующими субъектами и обеспечит безопасность существования человечества. Предполагалось также, что высокая динамика развития за счет повсеместной либерализации и упразднения национальных таможенных границ будет обеспечивать повышение уровня жизни, ликвидацию диспропорциональности в развитии регионов и территорий, развитие социумов и движение по социальным лифтам во всех странах мирового сообщества.

Реальная жизнь опровергла все эти ожидания в социально-экономической сфере, но идея наложения на структурированное указанным образом трехуровневое мировое хозяйство инструментария сетевого управления сохранила свою значимость в современных условиях, поскольку процесс формирования справедливого миропорядка только набирает обороты.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей, по задумке инициаторов сетевизации международного сообщества, должно было способствовать активизации взаимодействия граждан и развитию гражданского общества, с одной стороны. С другой — сформировать единообразные критерии и ментально значимые ценности для людей во всех странах, что обеспечит возможность развития сетевой системы управления социумами, и привнести сетевизацию управления в международные отношения.

Повсеместное стремление к цифровизации хозяйственной и образовательной деятельности (включая развитие дистанционной торговли внутри стран и во внешнеэкономических отношениях [31; 32]) при пропагандировании полезности для социумов развития разнообразных социальных сетей должно было явиться базой распространения идей сетевого управления не только в хозяйственной жизни, но и перенося сетевизацию на международные отношения, включая МЭО.

Пандемия COVID-19 фактически создала условия необходимости перехода общения, образования, покупок и хозяйственного взаимодействия партнеров, как и повышения культурного уровня в виртуальный мир. При этом существенным образом обострилась конкуренция между компаниями ИКТ, выявив фактический высокий уровень их монополизации в связи с ориентированностью на развитие социально-коммуникационного взаимодействия граждан, позволяя внедрять цензуру в контент, в том числе воздействуя на политические предпочтения граждан.

Например, аффилированность Meta Platforms (Facebook), Twitter и других с США позволяет реализовывать идеологические детерминанты, которые истеблишмент США считает базисным для сохранения своего доминирования. Названные ТНК стали реализовывать политику по формированию глобальной информационной среды, в которой действуют правительства, что, по мнению ряда экспертов, приведет не только к промышленной революции, но и к трансформированию мировой системы в целом, изменив проецирование экономической, военной мощи, вынося их из реального в виртуальный мир и в сегмент использования искусственного интеллекта.

Продвижение экономической глобализации должно было сопровождаться последовательным снижением функционала государства как института управления социально-экономическими процессами в стране. По факту стала снижаться способность государства как института обеспечивать безопасность и поступательное развитие социума страны, создавать атмосферу, благоприятствующую развитию бизнеса, повышению уровня благосостояния граждан, их культурно-образовательного ценза. Одновременно в социумах (в том числе с помощью расширения деятельности некоммерческих организаций и так называемых иноагентов — открытое общество, некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив», Фонд поддержки социальных проектов «Миграция XXI век» и пр.) [33] стала настойчиво проводиться идеология космополитизма и доминирования индивидуального самовыражения личности над социально-общественной ответственностью граждан, называемые прогрессивным продвижением демократических приоритетов и личностных свобод.

В связи с изложенным полагаем возможным сделать вывод, что в первом десятилетии ХХI века стала отчетливо реализовываться концепция сетевизации международных отношений (МО) и международных экономических отношений (МЭО) как особого способа организации, отличного от рынков или государственных иерархий. Сетевой подход к МО и МЭО позволяет исследовать и измерять сетевые структуры — возникающие свойства устойчивых паттернов отношений между агентами, которые могут определять, включать и ограничивать этих агентов [34].

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Financing. The research was performed free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: