По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-11

Конструирование облегченных изделий как путь к улучшению производственных и технико-экономических показателей (начало)

Применение все более новых технических принципов работы механизмов и агрегатов позволяет создавать более современные типы конструкций, которые имеют меньшие габаритные и весовые показатели. Как показывает опыт, значительные резервы скрываются и в развитии уже внедренных технических решений. Существует много возможностей для достижения той же или даже большей мощности механизмов и агрегатов при сравнительно меньших расходах материала. О некоторых принципах и поисках решений в целях облегчения конструкций рассказано в настоящей статье.

Один из признаков научно-технического прогресса состоит в том, что промышленное производство все больше сближается с наукой. Этому способствует конструирование легких или облегченных изделий, начинающее образовывать отдельную отрасль технических наук.

При разработке облегченных конструкций преследуется цель — путем фундаментальных исследований определить для проектировщиков, конструкторов и технологов способы оптимизации, принципы выбора материала, расчетных таблиц, программ для ЭВМ, способов изготовления и др.

За истекшие несколько десятилетий в развитии техники можно проследить результаты внедрения легких конструкций. Прежде чем подробнее остановиться на методах такого конструирования, поясним на некоторых примерах эффект, приносимый им, и каковы причины этого.

Нельзя не заметить, что постоянно окружающие нас вещи становятся все более легкими, то есть на их изготовление идет все меньше и меньше материала. Это относится как к домашней утвари, так и к мебели, холодильникам, телевизорам, радиоприемникам, автомобилям и жилым строениям. То же самое происходит с машинами, установками, приборами и элементами конструкций, применяемых в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности.

Так, если первый газовый двигатель, показанный в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже, при мощности в 1 л. с. весил 500 кг, то сегодня в наших грузовиках применяются серийные двигатели, у которых на каждую лошадиную силу приходится 1–2 кг материала. И этот процесс снижения материалоемкости автомобильной продукции продолжается. В газотурбинном приводе, к примеру, 1 л. с. соответствует расход материала 0,1–0,3 кг.

В технике связи тенденция к уменьшению массы отчетливо сказывается во все меньших объемах типовых деталей.

С 1920 г. до наших дней средний объем типовых деталей снизился более чем на 4 порядка. Как не вспомнить большие, тяжелые ламповые радиоприемники 1930-х гг. Сегодня приемник можно носить в кармане пиджака. Эти резкие перемены начались только после создания полупроводниковых материалов.

Для Цитирования:
Конструирование облегченных изделий как путь к улучшению производственных и технико-экономических показателей (начало). Главный инженер. Управление промышленным производством. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала